Поиск:

Акмеизм

Акмеизм это один из терминов (изначально использовалось также самоназвание «адамизм»), предложенных в 1912 Н.С.Гумилевым и С.М.Городецким для обозначения нового литературного направления, идущего на смену переживавшему кризис символизму.

Происхождения термина акмеизм

Если верить мемуарам современников, слово было выбрано в полемическом азарте едва ли не случайно. По воспоминаниям Андрея Белого, оба термина: акмеизм и адамизм — предложили для новой школы Вячеслав Иванов и сам Белый в шутку во время спора с будущим лидером акмеизма. Гумилев принял вызов и провозгласил начало борьбы за символистское наследство. «По устному свидетельству М.А.Зенкевича, форсированное оформление литературной программы акмеизма в рамках «Цеха поэтов» было вызвано отчасти своего рода конкуренцией с Игорем Северяниным и с оглядкой на его бурный успех». Сомнения по поводу правомерности термина возникло и у первых критиков, и у позднейших литературоведов. Дать точное определение акмеизму отказывались как многие участники и критики движения (О.Э.Мандельш там, В.М.Жирмунский), так и исследователи: Р.Д.Тименчик, О.Ронен, Н.А.Богомолов, Дж.Малмстад, Р.Хеглунд, У.Тьялсма. О содержании понятия «акмеизма» до сих пор ведутся споры. В зависимости от того, что вкладывается тем или иным исследователем в понятие акмеизма, варьируется и количество его участников. Чаще всего к акмеистам относят шестерых поэтов. Но даже и на этот счет нет единого мнения. Одни авторы вообще отказывали акмеизму в праве считаться литературным направлением, признавая его новой ступенью развития символистской поэтики. Мнение это восходит к взглядам Б.М.Эйхенбаума, выраженным в книге об Ахматовой (1923). Похожие мысли высказывал и Мандельштам в ряде статей в «Русском искусстве» (1923), однако впоследствии он не пожелал переиздать эти статьи, где «все оценки кривы и косы», заявив, по свидетельству Н.Я.Мандельштам, что «это не то». Термин акмеизм был слабо аргументирован в манифестах. Краеугольные установления акмеистских манифестов далеко не всегда соблюдались на практике даже главными участниками группы. Оппоненты, при всей расплывчатости термина акмеизм, находили в поэтике его представителей известное единство друг с другом и в то же время достаточные различия с поэтами иных ориентаций, чтобы считать акмеизм именно литературным направлением, пусть неточно сформулировавшим собственные цели, но все же их имевшим и существовавшим не только в манифестах, но и на практике.

Акмеизм в литературе

Акмеизм  это самоназвание группы из шести поэтов разных индивидуальностей, связанных скорее приятельскими отношениями, чем едиными устремлениями. Группа, претендующая на новое направление в поэзии, сформировалась стараниями Гумилева и Городецкого в конце 1912 в недрах петербургского «Цеха поэтов». Помимо руководителей, в нее вошли О.Э.Мандельш там, А.Ахматова, В.И.Нарбут и М.А.Зенкевич. «Седьмого акмеиста, — как позже любила повторять Ахматова, — не было». В первом номере журнала «Аполлон» за 1913 появились статьи манифесты Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Городец кого «Некоторые течения в современной русской поэзии». Написанный тогда же Мандельштамом третий манифест «Утро акмеизма» опубликован лишь шесть лет спустя, в 1919. Представительная подборка стихов акмеистов появилась вслед за манифестами в третьем номере «Аполлона» за 1913. В манифестах Гумилев провозгласил краеугольными камнями и предтечами акмеизма четырех поэтов: У.Шекспира, Ф.Вийона, Ф.Рабле и Т.Готье. К ним следует добавить несколько существенных для понимания акмеизма отечественных имен: И.Анненского, М.Кузмина, В.Брюсова. Провозглашаемые в манифестах принципы находились в резком противоречии со стихотворной практикой многих членов акмеистской группы, что вызвало немало скептических откликов. Символисты (А.Блок, Брюсов, Вячеслав Иванов) рассматривали акмеистов как собственных эпигонов, футуристы в большинстве своем считали их своими непримиримыми врагами, пришедшие им на смену марксистские критики, начиная с Л.Троцкого, именовали акмеистов антисоветским течением тупиковой буржуазной литературы. СТИХ 22 Состав группы был крайне неоднороден, и крыло «адамистов», представленное именами Нарбута, Зенкевича и, отчасти, самого Городецкого, значительно отличалось от парнасски ориентированного акмеизма. Именно это и вызвало недоумение критики, заявившей, что под знаменем акмеизма объединились поэты слишком разные, не сводимые к единой поэтике. Не удивительно, что ни один из них не присоединился ни ко второму, ни к третьему «Цеху поэтов». Попытки «бунта» предпринимались и раньше, еще в 1913 Нарбут пытался убедить Зенкевича выйти из группы акмеистов и основать собственную, из двух человек, или примкнуть к кубофутуристам, чей антиэстетизм Нарбуту был гораздо больше по душе, чем «тонкое эстетство Мандельштама». Некоторые исследователи высказывали мнение, что Гумилев пытался объединить столь разные устремления под одной крышей для вящей гармонии многоголосья нового широкого направления. Более правдоподобным представляется мнение, что оба крыла — парнасскиакмеистское и натуралисти ческиадамистское — были объединены по признаку обоюдного отталкивания от символизма. В качестве литературной школы акмеизм вел борьбу на два фронта: противопоставляя себя уходящему символизму и безудержному словотворчеству своего ровесника и главного конкурента футуризма.

Закат акмеизма

Роковым для акмеизма стал 1914, когда произошла размолвка Гумилева с Городецким и прекратил работу первый «Цех поэтов». В печати усилились нападки критики, а Б.Садовской провозгласил «конец акмеизма». Впрочем, большинство из участников группы еще много лет именовались в печати акмеиста ми, да и сами они считали себя таковыми. Четверых из учеников и соратников Гумилева, вступивших на литературную стезю позже основных шести участников группы, часто называют младшими акмеистами: Г.Иванова, Г.Адамовича, Н.Оцупа, И.Одоевцеву. В воспоминаниях современников и работах об акмеизме можно встретить еще не один десяток имен молодых литераторов, которые в полном смысле слова акмеистами не считались, однако были близки к Гумилеву и «Цеху поэтов». Их обычно называют поэтами акмеистской ориентации или поэтами круга Гумилева. Воздействие акмеистских текстов, идей и мироощущения испытали многие поэты, вплоть до современных.

Слово акмеизм произошло от греческого акте, что  в переводе означает — вершина, высшая степень, острие.

Похожие слова:

  • Реалия Реалия это предмет, явление, понятие (в том […]
  • Холиямб Холиямб, или скадзон, в метрическом […]
  • Дендизм ДЕНДИЗМ это культурное и эстетическое явление […]
  • Дольник ДОЛЬНИК, паузник это русский стихотворный […]
  • Дискурс ДИСКУРС это многозначное понятие, введенное […]
  • Реализм Реализм это один из основных […]
  • Кённинг КЁННИНГ это характерный элемент фразеологии […]
  • Строфа Строфа это в стихосложении группа стихов, […]
  • Пастиш Пастиш это термин постмодернизма, редуцированная […]
  • Псалом Псалом это древнейший жанр религиозной лирики, […]
  • Децима ДЕЦИМА это в испанской поэзии: 10-стишие с […]
  • Хиатус Хиатус, гиатус это зияние, в стихе — […]