Поиск:

Слова на букву: А

Активисты

Лайош Кашшак создатель объединения: Активисты

Лайош Кашшак создатель объединения: Активисты

Активисты – это объединение писателей и публицистов, возникшее в 1915 году под руководством венгерского писателя и художника Лайоша Кашшака (1887-1967 гг.) как проявление литературного авангарда в Венгрии.

Деятельность активистов

Группа активистов начала работать в период Первой мировой войны, чем обусловлена ее пацифистская и антимилитаристская пропаганда. Кроме активиста Лайоша Кашшака, основными членами группы были: венгерские поэты Шандор Барта, Аладар Комьят, Йожеф Лендел, искусствовед Иван Маца и художник Б. Ф. Уиц. Первый литературно-художественный журнал активистов «Тетт» («Действие»), основанный в 1915 году, был запрещен властями. Идеология венгерских активистов соответствовала концепциям представителей немецкого активизма (Франц Пфемферт, Людвиг Рубинер и т. д.), с которыми в дальнейшем прослеживается их связь. Эстетическая основа издания была близка по экспрессионистскому направлению к немецкому литературному журналу «Акцион», основанному в 1911 году, исходя из чего, вероятно, направление Лайоша Кашшака получило свое название «активизм».

Программа и принципы активистов

Кроме творческих новаторских принципов и авангардных идей, сторонников активизма объединяли «левые» политические взгляды, резкая антивоенная позиция. После выпуска антивоенного “интернационалистского”, как прямо указывал подзаголовок, номера венгерского журнала «Тетт», состоящего из произведений французских, бельгийских, английских, русских представителей искусства, издательство было запрещено властями в сентябре 1916 года. В десятом номере журнала Л. Кашшак опубликовал программу активистов, состоящую из двенадцати пунктов, среди которых значились принципы:

  • связь с передовыми экономико-политическими процессами;
  • независимость от тех или иных идейно-художественных установок;
  • несогласие сопутствовать любому направлению «изма», в частности футуризму, «воспевающему апофеоз войны»;
  • пристальный интерес к жизни, природе, науке;
  • желание проявить волю и творческую силу смотрящего в будущее человечества;

Вследствие закрытия журнала «Тетт» активисты в 1916 году основали новое издательство «Ма» («Сегодня»), функционирующее по прежним мотивам: авангардизма, левых идей и антивоенных настроений. К направлению присоединились Й. Реваи, Ш. Барта, М. Кахана и др.

Группа активистов, деятельность которых проходила во время острых общественно-политических противоречий, распалась. Под влиянием Октябрьской революции в России, в 1917 году А. Комьят, Й. Лендел, Й. Реваи и М. Дёрдь покинули объединение. Их цель создать отдельный журнал под названием «Девятьсот семнадцать» не осуществилась, в 1918 году они примкнули к Венгерской коммунистической партии. В 1919 году они основали издание «Интернационал», в котором поместилась коммунистическая идеология.

Большая часть группы активистов, оставшись с руководителем, продолжили отстаивать идею ополитизированного искусства и, соответственно, свободу творчества. Лидер венгерского активизма создал для определения принципа творческой свободы противоречивое понятие «коллективный индивидуум», предусматривающее творческую личность, которая возникает посредством всеобщих объединительных стремлений человечества и достигает всеобщей универсальности. Этот собирательный образ будущего человека предвидел тогда художник.

Несмотря на открытый политический характер публикаций активистов, Л. Кашшак отрицал принцип партийности в искусстве, считая принадлежность творца к политической партии невозможной. На основе этой позиции во время Венгерской советской республики между Л. Кашшаком и коммунистическим политическим деятелем Белой Куном возник спор, вследствие чего прекратилось издание журнала «Ма» в 1919 году.

С началом политического террора в Венгрии, Л. Кашшак, вслед за своими союзниками, был вынужден покинуть страну. Журнал «Ма», над которым работали выдающиеся литераторы венгерской литературы ХХ века: Т. Дери, Д. Ийеш, А. Йожеф, выпускался в Вене на протяжении шести лет. В группу Л. Кашшака вступили новые его единомышленники – Э. Гашпар, Й. Надаш, А. Немет.

Придерживаясь принципа литературного новаторства, Л. Кашшак и издатели журнала исследовали и распространяли творчество, проистекавшее из современных направлений искусства Западной Европы: дадаизма, сюрреализма, конструктивизма. По возвращении в Венгрию в 1926 году Л. Кашшак попытался воссоединить активистов посредством издания журнала «Документум», в списке сотрудников которого были прежние и новые публицисты: Т. Дери, Д. Ийеш, З. Зелк, М. Фюшт. Журнал недолго служил отражением венгерского сюрреализма, в нем часто встречались публикации о современной архитектуре. Издание длилось всего полгода, после чего распалось. На рубеже 1920-1930 гг., когда исчез литературный авангард, группа активистов во главе с Л. Кашшаком также перестала существовать.

В послевоенный период конца 1940–начала 1950 гг., под воздействием демократических настроений в искусстве, Л. Кашшак стремился снова возродить группу, объединяя прежних и новых приверженцев авангарда около издания журнала «Кортарш» («Современник»), поддерживая связь с художниками-авангардистами из организации «Европейская школа». Журнал существовал на протяжении 1947-1948 гг. С наступлением коммунизма все противоречащие власти направления искусства были искоренены, публикация текстов писателей, подозреваемых в симпатиях к буржуазии или социальной демократии, была запрещена.

Итоги деятельности Лайоша Кашшака в качестве руководителя объединения активистов обобщены в книге «История измов» 1972 г., в которой помещена биографическая часть: «Родоначальником венгерского авангардистского движения был я; я организовывал, писал, рисовал, редактировал, подобно зарубежным пионерам, одновременно с ними», – прямо и открыто пишет лидер венгерского активизма.

Слово активисты произошло от венгерского aktivistak.

Похожие слова: