Поиск:

Активисты

Активисты это группа литераторов, созданная писателем и художником Лайошем Кашшаком (1887-1967), пропагандистом идей авангардизма в Венгрии. Группа возникла в 1915, когда Кашшак основал литературнохудожественный и публицистический журнал «Теп» («Действие»). Среди молодежи, собиравшейся вокруг журнала, были поэт Аладар Комьят, прозаик Йожеф Лендел, искусствовед Янош Маца. Молодых литераторов влекло к Кашшаку не только то, что и в журнале, и в своем творчестве он утверждал и воплощал новаторские принципы (его эстетическая платформа ближе всего была к экспрессионизму, представленному в немецком журнале «Акцион»; очевидно, по этой причине Кашшак и его соратники называли себя активистами, а созданное ими направление — «активизмом»), но и его левые взгляды, а также антивоенная позиция. После выхода «интернационального» номера «Тетта», где Кашшак опубликовал произведения писателей и художников, представлявших искусство Франции, Бельгии, Великобритании, России, в сентябре 1916 «Тетт» был запрещен властями. В No 10 «Тетта» Кашшак поместил программу своей группы. Среди 12 пунктов, сформулированных в ней, значились такие, как: постоянный контакт со всеми прогрессивными экономическими и политическими движениями; свобода от любых идейных и художественных канонов; отказ следовать в русле какого бы то ни было «изма», в том числе, итальянского футуризма, который «воспевает апофеоз войны» (Kassak, 190); при стальное внимание к жизни, природе, науке; стремление выразить свободную волю и творческий дух устремленного в будущее человека.

После закрытия «Тетта» Кашшак и его соратники создали новый журнал «Ма» («Сегодня», 1916-26), продолжавший прежнюю линию. Группа Кашшака пополнилась новыми сторонниками, среди которых были Йожеф Реваи, Шандор Барта, Мозеш Кахана и др. Деятельность активистов, проходившая в обстановке обострения общественнополитических противоречий, завершилась расколом. В конце 1917, под влиянием Октябрьского переворота в России, Комьят, Лендел, Реваи и М.Дёрдь вышли из группы, готовя создание собственного журнала; он должен был носить название «Девятьсот семнадцать». Журнал не состоялся, но четверо бывших активистов, приняв участие в конце 1918 в создании Венгерской компартии, в январе 1919 основали журнал «Интернационал», ставший проводником коммунистической идеологии. Большинство участников группы Кашшака, оставшись со своим лидером, предпочли отстаивать свободу творчества. Сам Кашшак изобрел для обозначения этого принципа парадоксальное словосочетание «коллективный индивидуум»: под ним понималась творческая личность, вбирающая в себя чувства и устремления всего человечества и поднимающаяся к космической универсальности. Более определенно позицию Кашшака характеризует тот факт, что он отвергал принцип партийности, считая, что художник, его талант и интуиция не могут быть втиснуты ни в одну партийную программу. На этой почве уже в период Венгерской советской республики у Кашшака разгорелась полемика с Белой Куном, вследствие чего журнал «Ма» летом 1919 был закрыт. Кашшак, как и большинство его единомышленников, с началом контрреволюционного террора вынужден был эмигрировать.

Около шести лет он издавал «Ма» в Вене. Группу Кашшака пополнили новые члены — Эндре Гашпар, Йозеф Надаш, Андор Немет. В «Ма» сотрудничали крупные представители венгерской литературы 20 в.: Тибор Дери, Дюла Ийеш, Атилла Йожеф. Верный своему принципу — прислушиваться ко всему новому в литературе — Кашшак и его журнал осваивали и пропагандировали опыт только что зародившихся в Западной Европе, набиравших силу художественных течений: дадаизма, сюрреализма и конструктивизма. Вернувшись в 1926 на родину, Кашшак попытался возродить свою группу на базе нового журнала «Документум», в котором сотрудничали и многие из прежних авторов (в т.ч. Дери, Ийеш) и новые: Золтан Зелк, Милан Фюшт, Имре Пан. Журнал ненадолго стал трибуной сюрреализма в Венгрии. Здесь печатались материалы о современной архитектуре (среди них статья Ле Корбюзье). «Документум» просуществовал полгода. На рубеже 1920х—30х классический авангард уходит в историю; группа Кашшака тоже перестает существовать. После второй мировой войны, на волне демократических перемен, Кашшак сделал попытку вновь создать ее, собирая прежних и новых сторонников авангарда вокруг редактируемого им журнала «Кортарш» («Современник», 1947-48), поддерживая контакты с группой венгерских художниковавангардистов «Европейская школа». Но с приходом коммунистов к власти эти форумы прекратили свое существование; сам Кашшак, как и многие другие венгерские писатели, подозреваемые в буржуазных или социалдемократических симпатиях, надолго были лишены возможности печататься. Итоги своей деятельности как руководителя группы активистов Кашшак подвел в книге «История измов» (1972), венгерская часть которой автобиографична. «Родоначальником венгерского авангардистского движения был я; я организовывал, писал, рисовал, редактировал, подобно зарубежным пионерам, одновременно с ними», — с подкупающей прямотой пишет он (Kassak, 164).

Слово активисты произошло от венгерского aktivistak.


Похожие слова: