Поиск:

Антигерой

Антигерой это тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени «доверенным лицом» автора; условно вычленяется в типологии литературных характеров 19-20 веков. Понятие «антигерой», иногда прилагают к персонажу западной модернистской литературы второй половины 20 в. — рядовому, обезличенному, «массовому» человеку, «каждому», который, в отличие от «маленького человека» классической прозы 19 в., оказывается не столько предметом авторского сострадания, сколько выразителем самочувствия писателя во враждебном мире, его потерянности и отчужденности. В неоавангардистской прозе и драматургии подобный персонаж из претерпевающего лица окончательно превращается в безымянную точку приложения иррациональных и абсурдных сил; на этой стадии происходит ликвидация литературного образа как такового, аналогично упразднению литературного произведения в «алитературе», «антидраме», «антиромане». В таком понимании антигерой по существу тождествен «негерою», т.е. персонажу, окончательно потерявшему начало героической исключительности.

Ф.М.Достоевский, который ввел в литературный оборот самое слово «антигерой»Записки из подполья», 1864) и указал на новизну главного персонажа своей повести, мыслил его как антипода и одновременно как несостоятельного «конкурента» традиционных положительных героев: «В романе надо героя, а тут нарочно собраны все черты для антигероя...». Антигерой с его обостренной рефлексией и чувствительностью завершает собой путь само законного сознания, не опробованной игры сил, начатой романтизмом, и занимает промежуточное положение лица, тоскующего по идеалу, однако уже не способного к героическому внутреннему преодолению угнетающей его среды. Антигерой продолжает линию байронических персонажей в западной литературе, «лишних людей» в русской, но с введением черт социальной униженности и неприкаянности, с усилением мотивов саморазоблачения и скандального вызова «порядку вещей». Появление литературных образов такого рода (Иванов в одноименной пьесе, 1887, А.П.Чехова, некоторые герои Л.Н.Андреева, «Ученик», 1889, П.Бурже, в 20 в. герои Л.Селина, «Посторонний», 1942, А.Камю, «Человек ящик», 1973, Абэ Кобо и др.) сигнализирует о кризисе личности и утрате духовных ориентиров в условиях отчуждения и прозаического опошления жизни. Неустранимые колебания между самоказнью и цинизмом, надрывом и апатией, трагедией и фарсом, своеволием и фатализмом приводят к разнообразию почти взаимоисключающих версий этого персонажа, не порывающих, однако, с «подпольным человеком» (как со своим исходным образцом), при внутренней расколотости которого добро в нем всегда бессильно, а сила разрушительна («Мне не дают... Я не могу быть... добрым!»—Достоевский Ф.М.).
При всем диапазоне антигероических типов — они могут заимствовать совестливую жертвенность Феди Протасова («Живой труп», 1900, Л.Н.Толстого), уязвимость чеховского Иванова, независимость «рассерженных молодых людей» (герои Дж.Осборна, Дж.Уэйна и др.) или, напротив, опускаться до низменного капитулянтства персонажей «Тьмы» (1907) и «Бездны» (1904) Андреева, циничного отчаяния героя «Путешествия на край ночи» Селина (1932) — Антигерой остается наделенным привлекательностью загадочного изгоя и страдальца и тем самым сохраняет за собой непосильное для него место «первого любовника». И именно здесь, перед лицом любви (характерный для литературы 1920 вв. мотив испытания чувством), антигерой как личность терпит окончательное банкротство.

Антигерой в русской литературе

В русской литературе советского периода к разряду антигероя можно отнести не вписывающихся в «официальную» действительность морально двойственных героев А.В.Вампилова (драма «Утиная охота», 1967), А.Г.Битова (роман «Пушкинский дом», 1971; опубл. 1978). Одним из новейших антигероев в отечественной литературе выступает главное лицо романа В.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), писатель маргинал, дважды убийца и вместе с тем выразитель многих авторских настроений в эпоху «перестройки» и «постперестройки» (само название романа отсылает к лермонтовскому Печорину, и к «подпольному» антигерою, открытому Достоевским.


Похожие слова:

  • Травестия Травестия это тип комической имитации, при […]
  • Точка зрения Точка зрения это положение «наблюдателя» […]
  • Поговорка Поговорка это образное выражение, не имеющее (в […]
  • Вортицизм Вортицизм это авангардное крыло в искусстве и […]
  • Акт Акт это действие, законченная смысловая […]
  • Сентенция Сентенция это вид афоризма, краткое общезначимое […]
  • Псевдоним Псевдоним это вымышленное имя или фамилия, […]
  • Претекста Претекста это в античной литературе — трагедия […]
  • Поучение Поучение это вид проповеди, относящийся к […]
  • Минимализм Минимализм это особый тип художественного […]
  • Гонгоризм Гонгоризм, культеранизм это направление в […]
  • Эвфемизм Эвфемизм это вид перифраза, слово или выражение, […]