Авангардизм

Авангардизм это совокупность разнородных направлений в литературе и искусстве первых десятилетий 20 в., провозгласивших программу открытой социальной ангажированности творчества, разрыв с классической художественной традицией, которая была сочтена исчерпавшей свои эстетические возможности, и необходимость вызывающе смелого эксперимента с целью выработать новые, не каноничные способы воссоздания, интерпретации, оценки явлений действительности, воспринятой под знаком глубокого кризиса общества и культуры. Наиболее значительные школы и движения авангардизма (кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм) завершили основной цикл своего развития в 1920-30е, однако леворадикальные идеологические тенденции, которыми были окрашены в истории стран Запада 1960-е, создали почву для явления, получившего условное название неоавангард, т.к. «контркультура», порожденная общественной ситуацией этого десятилетия, во многом ориентировалась на установки и манифесты авангардизма начала века. Встречающийся в работах по эстетике термин «авангард», посредством которого описываются любые экспериментальные веяния и стремления преодолеть власть канонизированных художественных традиций, не выдерживает проверки реальной эстетической историей 20 в. и в научном отношении несостоятелен.

Отличие авангардизма и модернизма

В отличие от модернизма, авангардизм не представляет собой сколько-нибудь продуманной и выстроенной системы философско художественных постулатов и отличается подвижностью границ, эклектикой концепций, антидогматичностью, неизменно остающейся для него отправной точкой. Для школ авангардизма характерна недолговечность, они часто находятся в непримиримом конфликте друг с другом, поскольку каждая притязает на уникальность предложенного ею нового пути в искусстве. Однако сама доминанта нетрадиционности и новизны художественного языка остается главным отличительным свойством искусства авангардизма в целом, позволяя говорить о нем как о единой тенденции, в тех или иных формах прослеживаемой на всем протяжении художественной истории 20 в. Возникновение и укрепление этой тенденции связано как с расшатыванием основ миропорядка, возвестившего приоритет либерально гуманистических ценностей, являющихся гарантией поступательного хода социальной истории, так и с реальным кризисом форм художественной культуры, ориентированной на доктрины гуманизма и общественного прогресса. Полемическому осмыслению и ниспровержению была подвергнута прежде всего эстетика классического реализма, которая считалась творчески изжившей себя и представшей как несостоятельная перед лицом катастрофической действительности 20 в. На взгляд приверженцев авангардизма, реальность опровергла философские и этические доктрины, обладавшие фундаментальной важностью для художественной культуры этого типа. В частности, авангардизм. резко изменяет соотношение принципов изобразительности и выразительности, возвестив приоритет второго из них. Если реализм тяготел к многогранному и потенциально исчерпывающему изображению мира во всем богатстве его связей, органично воссоздаваемых художником, то школы авангардизма считали саму эту органику и многоплановость картины невозможной в условиях, когда разрушен былой порядок жизни и мир находится в состоянии хаоса, переживая тяжелые исторические потрясения и революционные встряски невиданного масштаба. В искусстве авангардизма господствует принцип отказа от репрезентативности, т.е. от воссоздания мира в узнаваемых и жизненно достоверных формах. Им противопоставлена идея художественной деформации, придающая мощный стимул развитию всевозможных форм алогизма и гротеска, а в крайних своих проявлениях приводящая к отказу от творческого акта, который подменяется неким символическим жестом, выражающим отчаяние перед лицом жестокости мира, неприятие принятых в нем норм. Восприятие времени как эпохи болезненных радикальных изменений жизненного уклада и как периода крушения верований, казавшихся непоколебимыми, придает искусству авангардизма отчетливо выраженную левую идеологическую окраску и объясняет близость ряда его школ (футуризм, экспрессионизм), как и некоторых крупнейших представителей (В.Маяковский, Б.Брехт, Л.Арагон, П.Элюар) коммунистическим доктринам. Эти доктрины неизбежно оказывались в противоречии с неискоренимым в авангардизме стремлением к полной свободе творческого самовыражения, которое в принципе не допускает канонизации тех или иных идей, трактовок, творческих позиций. Столь же неразрешимым представал конфликт между навязываемой доктриной подчинения искусства стратегиям коммунистической власти и присущей авангардизму не догматичностью как необходимым условием никогда не завершающегося творческого эксперимента. Сознававший себя искусством революции, авангардизм (в тех случаях, когда он оставался верен своей природе) вскоре был признан в странах победившей коммунистической революции «антинародной» и «формалистической» тенденцией, а в нацистской Германии именовался «дегенеративным искусством». Хотя объективно авангардизм в некоторых отношениях способствовал укреплению режимов, представших как тоталитарные после того, как они овладели властью, его несовместимость с тоталитаризмом выявилась вполне явственно, что привело к подавлению этой художественной культуры, запрету на деятельность ее школ и расправе над ее виднейшими мастерами. Так сложилась судьба Вс.Мейерхольда, Д.Хармса, Н.Олейникова, А.Таирова и др.

Отличительные особенности авангардизма

Авангардизм отличает готовность к исканиям и отсутствие страха перед ошибками на пути к скрытой истине. Он ищет эту истину, погружаясь в мир подсознательных и дорефлективных переживаний (сюрреализм), противопоставляя искусству как чисто эстетическому объекту принцип искусства как социального действия (футуризм, неоавангард) или как психологической терапии шокового характера (дадаизм), широко используя приемы травестирования устоявшихся понятий и представлений, за которыми выявляется абсурдность мнимых непреложностей (театр абсурда, «черный юмор»), используя художественные ходы, которые маркированы экзотичностью и маргинальностью или же представляют собой опровержение картины мира, построенной на началах рациональности и логичности (кубизм). При этом общим принципом остается идея де мифологизации реальности, обнажения ее истинных ме ханизмов, которые закамуфлированы господствующими идеологическими и эстетическими представлениями, и в предельных случаях — вообще отказ от эстетических опосредований во имя идей спонтанности, «слова на свободе», «искусства прямого воздействия» (Э.Э.Кам мингс, Э.Толлер). Органичной для прежней художественной культуры, как и для модернизма, концепции произведения как завершенной системы, в которой последовательно воплощен определенный философско художественный смысл, авангардизма противопоставляет идею произведения как текста, открытого для самых разных интерпретаций, предполагающего импровизационность, а также обязательное активное участие аудитории в сотворении смысла, который не может стать окончательным (разграничение понятий «произведение» и «текст», предложенное в 1950-е Р.Бартом, опирается прежде всего на практику авангардизма). Принцип «рассеянного смысла» (т.е. импровизируемого, в т.ч. и адресатом, к которому обращено произведение) доминирует в искусстве неоавангарда, составляя одно из основных отличий этого искусства от модернизма с его требованием «кон центрированного смысла», который принадлежит создателю произведения, выражает близкое ему понимание действительности и разделяемую им философию куль туры. На фоне модернизма авангардизм часто воспринимается как искусство осознанно вне элитарное и антигерметичное, хотя некоторые школы не избежали увлечения герметическими концепциями построения художественного пространства, идеями «чистой поэзии», как и доктриной «незаинтересованного творчества», которое отказывается признавать зависимость искусства от исторической реальности.

Слово авангардизм произошло от французского avantgarde, что в переводе означает — передовой отряд

Похожие слова: