Поиск:

Авантюрное


Эпос о Гильгамеше

Эпос о Гильгамеше

Авантюрное в литературе - это понятие, связанное с авантюрой, описывающее приключения, приключенческое. Авантюрное в литературе как прототип сознания издавна является важной составляющей произведений мировой литературы от героической эпики до приключенческих эпопей и повествований.
В истории литературы приключенческого жанра особенно значимым является «греческий роман» (I-IV веков), который по убеждению известного русского философа и исследователя М. М. Бахтина показывает совершенный и полностью созданный тип авантюрного времени, включая все его особенности и детали. Ученый считает, что дальнейшее развитие приключенческого романа существенно на технику использования авантюрного времени не повлияло.

М. М. Бахтин определяет наиболее подходящие параметры авантюрного времени - «внезапность» и «случайность», потому что оно действует там, где заканчивается нормальная череда событий и сменяется нестандартной чистой случайностью.

Поэтому сюжет авантюрного произведения разворачивается независимо от устойчивых социальных и семейных принципов, обуславливается открытыми, неожиданными, не предрешенными событиями, ведь приключение – это обстоятельства, которые могут произойти с абсолютно любым человеком.

Авантюрное и мотивировка

Проходя разные периоды истории развития литературы, толкование авантюрного отличалось, что обусловливалось социальными и культурными контекстами каждого этапа.

В начальный период развития – от старейшего литературного произведения «Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем», созданного на протяжении XVIII-XVII веках до н. э. до поэм «Шахнаме» или «Книга царей», написанной за период 976-1011 гг., «Песня о Нибелунгах» - XII-XIII века - авантюрное тесно взаимосвязано со сказкой и фантастикой.

Со временем сказочные мотивы авантюрного сменяются реальным смыслом, присущим таким художественным произведениям как: рыцарский роман, средневековые сочинения, плутовский роман, прециозная литература, а также творчеству Франсуа Фенелону (роман «Приключения Телемака» 1692-1695 гг.), в которых фантастическое и мифическое играет второстепенную роль.
Понятие авантюрного полностью раскрывается в литературе эпохи Просвещения (конец ХVII-начало ХIX века), во время которой возникает жанр приключенческого романа. Период богат прославленными мировыми произведениями первого сторонника романа как жанра, гениального писателя-авантюриста Даниеля Дефо: «Робинзон Крузо» 1719 года, «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона» 1720 года, «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс», вышедшей в 1722 году. Не лишена приключений и циническая повесть Вольтера «Кандид, или Оптимизм» 1759 года.
Авантюрные обычаи также поддерживают авторы английского семейно-бытового романа XVIII века: Генри Филдинг, Тобайас Смоллетт, Анна Радклиф.

Последовательно, авантюрное становится частью психологического романа, присутствуя в романе воспитания Иоганна Вольфганга Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» 1795-1796 гг. и его продолжении «Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся» 1821-1829 гг.
Авантюрный жанр находит свое отражение в литературе представителей эпохи Романтизма (конца XVIII века — начала XIX века), проникая в произведения классиков мировой приключенческой литературы: Вальтера Скотта, Джорджа Гордона Байрона, Джеймса Фенимора Купера, творческие взгляды которых направлены на интерес к фольклору, мифам, сказке, природе, собственно познания мира с помощью героики и приключений (авантюр).

Получив эстетическое формирование в период романтизма и неоромантизма, авантюрное создает отдельный виток литературы приключенческого жанра, достояниями которого становятся творческие плоды Александра Дюмы, Томаса Майна Рида, Роберта Льюиса Стивенса, Джозефа Конрада. Появление отдельного авантюрного направления дает начало возникновению новых жанров фантастической литературы: фэнтези, детектива, научной фантастики и других.

Кроме того, авантюрное является важным составляющим литературной классики XIX-XX веков: поэзии А. С. Пушкина, прозы Н. В. Гоголя, трудах Ф. М. Достоевского, И. Ильфа и Е. Петрова, а также английского и французского мастеров слова: Чарльза Диккенса и Оноре де Бальзака соответственно, Уильяма Катберта Фолкнера, Джемса Джойса.

Оригинальную сатирическую версию авантюрного практикует постмодернизм 2 половины ХХ века, в списке представителей которого значатся: Джон Фаулз, Питер Акройд, Мишель Турнье, Умберто Эко, Bиктор Пелевин, Владимир Сорокин.

Приключенческая литература – характерный легкоузнаваемый авантюрный жанр литературы, который предусматривает четкое размежевание участников произведения на героических и злодейских персонажей, скорость развития событий, резкую смену и остроту обстоятельств, чрезмерность душевных порывов, побуждения похищений, секреты и глубокие тайны.

Сюжет авантюрных произведений наполнен детально описанными автором захватывающими событиями и опасными проблемными ситуациями, из которых герой выходит у читателя на глазах, отображая эпоху, традиции, литературное виденье автора, обладая изобретательными способностями, риском.
Основное задание приключенческой литературы заключается не только в создании творческой реальности, а и в развлечении читателя.

Слово авантюрное произошло от французского «aventure», что в переводе означает - приключение.

Похожие слова: