Поиск:

Автор


Автор

Автор

Автор – это творец, сочинитель, разработчик, создатель уникальной идеи, художественного произведения, научной работы и т. д.
Суть и предназначения автора обуславливаются его вненаходимостью, отстраненностью как от вымышленного мира, так и от присущей этому миру реальности. Касательно этого убеждения, автор противопоставляется прежде всего с героем. Но одновременно с этим, являясь производителем художественной действительности, высшей ступенью, ответственной за целый органичный мир эстетического сочинения, ему необходимо быть отдаленным от своей индивидуальности и персонажей, задействованных в своем творении.

Понятия авторства

В истории трактовки понятия авторства меняются периоды и течения:

  1. период античности, Средневековье – теория неразделенности автора и исполнителя; эта дуалистическая личность представляет собой посредника, который соединяет творческую силу с читателем;
  2. период предромантизма, романтизма - идея гения, отождествляющая авторскую личность, объединяющую индивидуальную и эстетико-творческую сущность, гению-творцу, который подобный Богу. Произведение, отображающее концепцию гения, - одна из вероятных воплощений личной творческой силы автора;
  3. классический реализм и постреалистические течения конца XIX – начала XXI вв. - идея имманентного (внутреннего) авторства, которая предусматривает вероятность и потребность читателя реконструировать целостность художественной воли как части структуры эстетического пространства, созданного ею.

Обозначенные периоды и характерные им концепции понятия авторства взаимосвязаны общими подходами, что обусловило появление теории «внежизненной активности автора-творца» М. М. Бахтина. «Внежизненная активность» автора относительно своего героя, интерес к нему аналогичны отношениям Бога-творца с человеком. Это определяется тем, что внутри жизни не видны ни действительные, ни семантические ее итоги. Очертить жизненные границы персонажа, ограничить пространственные рамки текста и тем самым охватить мир художественного произведения можно только снаружи, при полном сознании присутствующих жизненных итогов. Например, любовное начинание в жизни возможно как уже состоявшееся.

Соответственно выводам Бахтина, вненаходимость является важным условием для обобщения цельного контекста, состоящего из окружений разных героев. Вненаходимость не отрицает вчувствования – процесса, когда автор как творец проникается жизнью своих персонажей, что не связано с чувствами автора-человека. Совместимы также биография персонажа и автора, но никак не допускается слияние автора-творца и автора-человека.
Порой, под образом героя кроется сам автор, как, например, в прославленном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1832 года, в главном герое которого можно узнать самого Пушкина. Это свидетельствует о наличии литературной игры, которая не более действительна, чем история о персонажах, которые ищут автора из пьесы Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», вышедшей в 1921 году.

Творческим актом является превращение обычного человека в творца, выход индивидуума из простой жизни, равнозначный смерти, возрождение его совершенно в иной действительности – творческой среде и времени. Творец становится созданием другой природы: внутренняя отрешенность от житейской обыденности посвящает его в искусство.
Следовательно, с помощью постижения личности автора можно намного глубже понять и проникнуться текстом, отражающим созданный писателем мир и исходящую из него действительность.

Слово автор произошло от латинского auctor, что в переводе означает — сочинитель.

Похожие слова: