Поиск:

Слова на букву: Б

Байронизм

Поэт Джордж Гордон Байрон - основоположник Байронизма

Поэт Джордж Гордон Байрон - основоположник Байронизма

Байронизм – это романтическое литературное направление начала ХІХ века, возникшее под влиянием творчества английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона (1788–1824 гг.). Состояние «мировой скорби», безнадежность, отчаяние, разочарование в обществе и мире, порожденные пессимистическими настроениями романтизма, становятся ключевой темой поэзии байронистов и надолго сохраняют воздействие на все европейское литературное искусство.

Космополитическое, эпохальное и эстетически богатое творчество Байрона, соответствующее пессимистической идеологии эпохи романтизма, его эстетическая ценность оказали широкое влияние на современников, что способствовало возрастанию популярности поэта в 1820–1840 гг. и созданию школы его сторонников. Следование байроновскому идеалу романтического героя, покорившего воображение европейского общества после выхода наполненной автобиографическими мотивами поэмы Байрона «Паломничество Чайльд–Гарольда» (1812–1818 гг.), одержало название «байронизм».

Пример байронизма

Дух поэмы, как и все творчество Байрона, полностью передает «мировую скорбь», или «болезнь века»:
Всю жизнь он создавал себе врагов,
Он гнал друзей, любовь их отвергая.
Весь мир подозревать он был готов.
На самых близких месть его слепая
Обрушивалась, ядом обжигая, -
Так светлый разум помрачала тьма.
Но скорбь виной, болезнь ли роковая?
Не может проницательность сама
Постичь безумие под маскою ума.

Проявление байронизма присуще многим произведениям авторов в их непосредственном или нецеленаправленном стремлении подражать и сопутствовать поэзии лорда Байрона. Притом, чем менее развитым было собственное творчество байрониста, тем больше он заимствовал байроновских идей. Крупные поэты использовали байронизм как элемент в формировании личных творческих концепций.

Байронизм в Европе

Байронизм меньше всего прижился в стране его основоположника из-за несоответствия пессимистических взглядов, идей социально-политического протеста и свободы национальным традициям Англии, нравственному состоянию ее общества. Вместе с тем среди поклонников Байрона, проникнувшихся его поэзией, значились английские мастера слова Т. Карлейль, Б. Дизраэли, А.Теннисон, Дж. Рёскин. Более распространенным байронизм оказался в странах Европы, где время расцвета поэзии Байрона пришлось на последние годы его жизни (1819–1824 гг.), а особенное внимание байронизм привлек после героической смерти поэта в Греческой войне за независимость.

Творчество Байрона не осталось незамеченным ни одним представителем французского романтизма. Его влиянию поддался один из величайших поэтов Франции А. де Ламартин, который написал V песнь «Чайльд-Гарольда» (1825 г.), оказавшуюся более оптимистичной, чем песни поэта «мировой скорби». Выдающийся представитель французского аристократического романтизма, граф А. де Виньи опирался на традицию Байрона, подражая ему. Глава французского романтизма В. Гюго признал байронизм прежде всего относительно его оппозиционных политических убеждений, высоко почитая в Байроне борца за политическую свободу, защитника Греции. Образы героев-протестантов его поэм из сборника «Восточные мотивы» (1829 г.) Рюи Блаз, Эрнани и др. очень близки байроновским. Известнейшего французского писателя Стендаля притягивал индивидуализм героев Байрона, культ сверхчеловека, свободной личности, не имеющей препятствий перед своими порывами; такими качествами обладает Сорель в знаменитом романе «Красное и черное» (1830 г.). А. де Мюссе перенял от байроновских образов одиночество, страдание, разочарование в действительности, чувство трагической обреченности; романтические типы героев А. де Мюссе обычно склоняются к Чайльд-Гарольду, как пресыщенному молодому человеку-путешественнику, или к образу Дон Жуана, который довольствовался наслаждением от любовных похождений. А. С. Пушкин называл А. де Мюссе первым из французских поэтов, умевшим подхватить стиль Байрона в его шуточных произведениях.

В других европейских странах байронизм больше всего впечатлял своей политической позицией. Италия преклонялась перед Байроном за его поддержку в борьбе страны за независимость от Австрии. В связи с этим, английскому поэту сочувствовали многие итальянские деятели: С. Пеллико, В. Монти, Дж. Мадзини, Дж. Леопарди, У. Фосколо, Ф. Д. Гверацци и др. Освободительные стремления, которые побуждала поэзия Байрона, высоко чтились в Испании, что нашло выражение в творчестве крупнейшего испанского представителя байронизма Х. де Эспронседы. В Германии первым поэзией Байрона вдохновился И. В. Гёте, который считал автора поэм «Манфред» (1817 г.) и «Дон Жуан» (1818-1823 гг.) гениальным поэтом ХІХ века. Гёте показал Байрона во второй части своего главного труда «Фауст» (1832 г.) в образе талантливого юноши-идеалиста Эвфориона, который преждевременно погибает и его горестно оплакивают окружающие. Не относясь к байронистам, Гёте способствовал творчеству поэтов «Молодой Германии», к которым принадлежал Г. Гейне – самый значительный представитель байронизма в немецкой литературе. Поэма Гейне «Германия. Зимняя сказка» (1843 г.) близка к политической сатире Байрона.
В поэме «Дон Жуан», сочетающей пронзительный лиризм с общественно-политической сатирой, Байрон сатирически говорит об отношении к Англии других народов:
…любой народ
Ее считает злой, враждебной силой
За то, что всем, кто видел в ней оплот,
Она, как друг коварный, изменила
И, перестав к свободе призывать,
Теперь и мысль готова заковать.

Среди политических лириков Германии особенно пропагандировал байронические идеи свободы и борьбы революционно-демократический поэт Георг Гервег (1817-1875 гг.), считавший поэзию Байрона «небесною песнью».

Байронизм в Польше

Байронизм также нашел свое отражение в польской литературе ХІХ века. В байроновской манере написана поэма польского поэта А. Мальчевского «Мария» (1825 г.). Многие романтические герои произведений А. Мицкевича напоминают байроновские образы: главный герой поэмы «Конрад Валленрод» (1828 г.) подобный байроновским Конраду и Ларе в поэме «Корсар» (1814 г.). Непосредственным представителем байронизма в Польше являлся Ю. Словацкий, следовавший всем мотивам поэзии Байрона, кроме политического радикализма. Поэмы польского поэта, изданные в 1832–1833 гг.: «Гуго», «Змей», «Ян Белецкий», «Араб», «Монах», «Ламбро», как и последующие его произведения, написаны в байроновском стиле.

Байронизм в России

Проявление байронизма в России берет начало в 1819 году, в то время, когда поэзией Байрона заинтересовалось литературное общество русских поэтов П. А. Вяземского и В. А. Жуковского. Практически все поэты Золотого века русской литературы, среди которых – В. К. Кюхельбекер, К. Н. Батюшков, Д. В. Веневитинов, А. А. Дельвиг, И. И. Козлов, Е.А. Баратынский, А. И. Полежаев, А. А. Бестунжев-Марлинский, занимались переводом произведений Байрона, разделяли его взгляды и часто сочувствовали его поэзии. Сам А. С. Пушкин «с ума сходил по Байрону», после прочтения «Корсара» «почувствовал себя поэтом». А. С. Пушкин восхищался лирикой Байрона, его произведения «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и др. навеяны байроновскими поэмами «Дон Жуан», «Паломничество Чайльд-Гарольда» и др. Но, поскольку «мировая скорбь» не была мотивом светлой поэзии А. С. Пушкина, байронизм оказался только фрагментом его творчества.

Значительно больше байронизм потряс М. Ю. Лермонтова, который в 1830 году писал о духовной связи с Байроном: «У нас одна душа, один и те же муки».
Погрузившись в байроновскую поэзию, Лермонтов создал самостоятельную лирику соответственно личным душевным порывам и умонастроениям русского общества, вследствие чего назвал себя «не Байроном, а другим, неведомым избранником… с русскою душой». Его образ Печорина из романа «Герой нашего времени», как и пушкинский Евгений Онегин, является развитием байроновского героя в условиях русского общества, и, следовательно, продолжением традиции байронизма в России.

Байронизм у М. Ю. Лермонтова совмещался с руссоизмом, принятым поэтом как напрямую, так и посредством Байрона – поклонника французского мыслителя Жан-Жака Руссо.