Поиск:

На сайте http://www.3dpstudio.ru услуги 3d печати, 3dprintus онлайн-сервис 3d-печати.

«Башня» Вячеслава Иванова

«Башня» Вячеслава Иванова  это литературный салон. Находился в Петербурге на Таврической улице (дом 25, квартира 24 — ныне дом 35), куда Вячеслав Иванов и Л.Д.Зиновьева Аннибал переехали в июне 1905. Собрания на «Башне» начались в этом же году и окончились осенью 1909, когда Иванов перенес их в редакцию журнала «Аполлон». Однако стихийно споры и обсуждения продолжались на «Башне» вплоть до отъезда Иванова из Петербурга. Форма дома на Таврической особенная: угол был построен в виде башни с возвышавшимся над ней куполом, откуда открывалась панорама Петербурга. Название салона подчеркивало надмирность «Башни», отрыв от обыденности, изолированность культурной элиты, собиравшейся у Иванова. Традиционно собрания проходили по средам.

Почти вся поэзия Серебряного века прошла через «Башню»: А.Блок, Ф.Сологуб, А.Ахматова, Н.Гумилев, С.Городецкий, М.Кузмин, З.Гиппиус, В.Брюсов посещали «среды». На Таврической можно было видеть начинающих поэтов — Г.Иванова, В.Ходасевича. Для поэзии рубежа веков этот литературный салон стал первой поэтической академией. Широта в оценке чужого творчества, энциклопедическая образованность, дар притяжения людей и их взаимного соединения позволяли хозяину салона примирять представителей различных литературных направлений. Среди тем, обсуждавшихся на «Башне»: «О Фёдоре Сологубе», «С.Городецкий», вопросы ритма. «Среды» Вячеслава Иванова вскоре затмили журфиксы З.Гиппиус, Ф.Сологуба и В.Розанова. На встречах по воскресеньям у Розанова общение строилось в основном вокруг своеобразных увлечений хозяина (религия, нумизматика, философия пола). В салоне Сологуба, на против, чтения были обязательными, но выступлению перед публикой, эмоциональной выразительности значения не придавалось. На «Башне» зародилась целая школа поэтической декламации, вырабатывалась новая вокальная форма бытования поэтического слова. Здесь можно было слышать шаманский голос Городецкого, бархатный напев Брюсова. Чтение стихов современных поэтов профессиональными артистами — новшество, возникшее на «Башне».

Ранее на поэтических концертах пригодными для прочтения считались специальные «декламационные произведения», как правило, известных или модных авторов (С.Надсон). Произнесение стихов вслух было связано с поисками имманентных законов поэзии. Иванов с предельным вниманием относился к подобным обсуждениям, оригинально и колко высказываясь по вопросам поэтического мастерства. Впоследствии, когда собрания были перенесены в редакцию «Аполлона», «судилище поэтов» приняло более специальный характер: создается «Общество ревнителей художественного слова» (вскоре оно начинает именоваться «Поэтической академией»), И.Анненский читает лекции о поэтах прошлого, Ф.Зелинский пишет доклад о русских стихах и античных размерах. Помимо чтения и разбора стихов, на «Башне» проходили дискуссии, лекции, в которых участвовали: С.Булгаков, Л.Шестов, В.Розанов, А.Луначарский. Долгое время председателем собраний был Н.Бердяев, что задавало философский тон дискуссий. Беседы велись на темы мистические, оккультные, религиозные. На «Башне» бывали художники, артисты, музыканты: А.Бенуа, Л.Бакст, К.Сомов, М.Добужинский, С.Дягилев, Вс.Мейерхольд, В.Комиссаржевская, В.Пяст. Собрания становились воплощением мечты Вячеслава Иванова о синтезе искусств, своего рода платоновским пиром идей. Идею целостного театрального действия воплощал «башенный театр». Однако он просуществовал недолго; наиболее известна премьера 19 апреля 1910 «Поклонение кресту» Кальдерона (режиссер Вс.Мейерхольд, художник С.Судейкин).


Похожие слова: