Поиск:

Блазон

Блазон это поэтический жанр, популярный во французской литературе 16 в. Обычно короткое стихотворение, написанное восьми или десяти сложником с парными рифмами, имеет целью прославить красоту любимой женщины, описывая самые замечательные ее черты. Блазоны  создаются по классической риторической модели — обращения, адресованного к излюбленной части восхваляемого тела. Его прообразом может считаться ветхозаветная «Песнь песней». Моду на сочинение блазона ввел французский поэт Клеман Маро (1496-1544), написав в 1535 «Блазон о прекрасном соске», посвященный герцогине Феррарской. Жанр быстро становится популярным, и уже в 1536 пальма первенства в их сочинении переходит к лионскому поэту Морису Севу (см. Лионская школа), который пишет пять блазонов по образцу Маро: «Бровь», «Лоб», «Слеза», «Горлышко» и «Дыхание». Своеобразное соперничество двух поэтов привело к тому, что «Блазон о брови» Сева был признан удачнее произведения родоначальника жанра, на что обидевшийся Маро пишет «Блазон об уродливом соске» — своеобразный контр-блазон — жанр, пародирующий фривольность и игривость блазона. Редкий факт в истории 94 литературы — родоначальник жанра пародирует свое же детище спустя год после его написания.

Маро нельзя считать изобретателем жанра блазон, он вдохнул новые силы в уже существующую форму. Один из первых блазонов был создан французом Г.Алексисом («Блазон о страсти», 1486). «Блазон о еретиках» Пьера Гренгора (1475-1538) (см. «Великие Риторики») был издан им в 1524 под именем Водемона. Гренгор «атакует» папу Юлия II за притеснения еретиков, поднимает вопросы, связанные с протестантизмом, веротерпимостью, дает своеобразный «каталог» ересей, описывая их часто в аллегорической манере. Другой пример доклемановых блазонов дает Ф.Рабле, насмехаясь в 9 главе первой части «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1534) над книгой «Геральдика цветов» («Blason des couleurs», 1438) герольда короля Альфонса V Арагонского Сисиля, переведенной и изданной в Париже в 1528. Спор за звание первого сочинителя блазонов, а также рождение контр-блазона усилили популярность обоих жанров. В 1550 в Париже в издательстве Шарля Ланжельера появляется сборник «Блазоны и контрблазоны», в который, кроме указанных выше опытов Маро и Сева, входят «Блазон о глазе» Антуана Эроэ (1492-1568), а также «Блазон о глазе» и «Блазон о заколке для волос» Меллена де СенЖеле (1487-1558), блазон племянника французского поэта Октавьена де Сен-Желе, Эсторга де Больё (1495/1505-52) «Щека», «Зубы», «Язычок», его контр-блазон «Зад», полный низкого «галльского» юмора, а также «Блазон о пупке» Бонавентюра де Перье — своеобразное размышление об андрогинах, выделяющееся своей философичностью на фоне общей фривольности и игривости сборника. «Блазон о Розе» Жана де Ла Тайя (1540-1608), посвященный его двоюродной сестре—Розе де Ла Тай, наполнен изысканными аллегориями и символизмом.

Установка блазонов во многом несет на себе отпечаток неоплатонизма (Маро состоял в окружении Маргариты Наваррской, 1492-1549, увлекавшейся эстетикой неоплатоников). Описание прелестной части тела любимой вполне соотносится с платоновской иерархией: «от Эроса прекрасных тел к Эросу прекрасных душ» (диалоги Платона «Пир» и «Федр»). Контрблазоны теряют эту установку, становясь все более «реалистичными», грубо «прославляя» те части тела, упоминания которых не входят в правила хорошего тона. Мода на блазоны сохранялась до конца 16 в., жанр удостоился упоминания во «Французской поэтике» (1548) Тома Себилле (ок. 1512-89); он переживает краткий миг своего «второго рождения» в 17 в. в прециозной поэзии Исаака Бенсерада (1612-91), перу которого принадлежат «Похвальное слово рту» и «Прекрасные глаза», написанные в 1640-е, растворяясь в то же время в прециозной поэзии и теряя свою жанровую самостоятельность. Несмотря на то, что блазон — по преимуществу французское явление, сходные черты и тематику можно найти в некоторых сонетах (159,220) Ф.Петрарки (1304-74), в сонетах Л.Гонгораи-Арготе (1561-1627) «Пока руно твоих волос течет...», «Зовущих уст, которых слаще нет...», в сонетах У.Шекспира.

Слово блазон произошло от французского blasonner, что в переводе означает — объяснять геральдику, прославлять.


Похожие слова:

  • Ямбы Ямбы это жанр стихотворений, преимущественно […]
  • Повтор Повтор это основная разновидность стилистических […]
  • Структурализм Структурализм это комплекс направлений в ряде […]
  • Экстраваганца Экстраваганца это литературное, музыкальное […]
  • Постмодернизм Постмодернизм это многозначный и динамически […]
  • Элегия Элегия это лирический жанр, стихотворение […]
  • Центон Центон это стихотворение, целиком составленное […]
  • Средневековье Средневековье это термин, обозначающий период в […]
  • Катрен Катрен это четверостишие, строфа из четырех […]
  • Псалом Псалом это древнейший жанр религиозной лирики, […]
  • Дидактическое Дидактическое это выражение моральных, научных […]
  • Майстерзингер Майстерзингер это в средневековой Германии […]