Поиск:

Блумсбери


«Блумсбери» это группа, в которую входили писатели Вирджиния Вульф (1882-1941) и Леонард Вулф (1880-1969), художница Ванесса Белл и ее муж, искусствовед Клайв Белл (1881-1964), экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), критик Джайлс Литтон Стрейчи (1880-1932), романист и критик Дэвид Гарнетт (1892-1981), писатели Эдуард Морган Форстер (1879-1970), искусствовед и художник Роджер Фрай (1866-1934), театральный критик Десмонд Маккарти (1878-1952); примыкал к «блумсбери» философ Бертран Рассел (1872-1970). Группа не имела общей теории, программы. Это был кружок друзей единомышленников, большинство из них училось вместе в Кембридже. С 1904 группа собиралась в доме дочерей покойного литературоведа Лесли Стивена — Ванессы и Вирджинии в лондонском районе Блумсбери, на Гордон-Сквер, 46. Их объединял интерес к искусству, умеренный авангардизм, неприятие эстетических, этических и сексуальных ограничений традиционной викторианской культуры; их бунт ограничивался пределами «вкуса и стиля». Они исповедовали кредо философа, преподавателя Кембриджского университета Джорджа Э.Мура (1873-1958), сформулированное им в работе «Принципы этики» (1903): самое ценное в жизни — это удовольствие, получаемое от человеческого общения и восприятия прекрасного. Мур отождествлял этическое с эстетическим и скептически отзывался о «долге» и «добродетели», т.е. оплоте викторианской морали. В политике члены «блумсбери» следовали традициям либерализма, ценили индивидуальную свободу, критиковали антили-беральный образ мысли в разных его проявлениях: от империализма до неравноправия полов, в большинстве своем с симпатией относились к социализму, но не принимали марксизма, критиковали блумсбери шоу за преклонение перед сильной личностью (Сталин, Гитлер), за прямолинейность и публицистичность, вредившие художественности. Рассел импонировал им защитой плюрализма и критикой монизма как препятствия к развитию общества и науки 20 века.

Их обвиняли в дилентантизме и элитарности (Ф.Р.Ливис), они и были элитарной группой, хотя провозглашали ориентацию на «обычного читателя»; им присущ эстетизм, однако чужда доктрина «искусство для искусства». В 1930-50е они «не в моде», в 1960е интерес к ним возрождается, публикуются критические и биографические исследования, в частности, двухтомная биография Стрейчи (1907-68) Майкла Холройда, существенно способствовавшая возрождению интереса к «блумсбери» и жанру биографии. Опубликованные биографии Кейнса, Форстера, В.Белл, поэтессы и романистки Виктории Сэквилл-Уэст, близкой подруги В.Вулф, дневники самой В.Вулф, издание раннего (1913-14) романа Форстера «Морис» (1971) о гомосексуальной любви дают представления об их взаимоотношениях, степени сексуальной свободы, политических взглядах. В историю английской литературы группа «блумсбери» вошла благодаря творчеству В.Вулф, однако теоретиком группы в вопросах искусства был Фрай, главный популяризатор постимпрессионизма в Великобритании в 1910-е, считавший форму важнейшим элементом искусства, жизнь воображения более значительной, чем реальную жизнь человека, находивший в искусстве особую систему ценностей, стимул и выражение жизни, но не ее копию. Каждый посвоему, в большей или меньшей степени, блумсберийцы создавали модернистскую эстетику 20 в.

Слово блумсбери произошло от английского Bloomsbury.

Похожие слова: