Поиск:

Дадаизм

Дюшан L.H.O.O.Q дадаизм

Дюшан L.H.O.O.Q - дадаизм

Дадаизм это движение в литературе и искусстве 20 века. Основано во время первой мировой войны художниками поэтами-эмигрантами одновременно в Цюрихе и Нью-Йорке - независимо друг от друга. После окончания войны в основном получает распространение в Германии и Франции. К 1922-23 постепенно сходит на нет. Война во многом стала катализатором в формировании идеологии дадаизма. Опыт варварской бойни, доказавший ничтожность человеческой жизни, обусловливает у дадаистов ощущение бессмысленности существования. Обнажившаяся хрупкость здания европейской культуры приводит их к мысли о необходимости уничтожения самого человеческого разума и всех его достижений, искоренения культурных парадигм, которые, с точки зрения дадаизма, ответственны за произошедшую катастрофу. Поэтому основное внимание дадаисты уделяли разложению слова — как того, на чем строится европейская цивилизация. Стержнем публичных выступлений дадаистов становится чтение фонетической поэзии или монотонное воспроизведение бессвязных звуков — творчество как таковое исчезает или сводится к самому простейшему выражению, крику. Дадаисты восстают против реализма, правдоподобия, проповедуя сдобренную черным юмором полную свободу творца.

Дадаизм в живописи

В живописи дадаизм принимает формы коллажа (хаос которого отрицает само понятие порядка), механистических картин футуристического или конструктивистского толка (где всегдашнее преклонение культуры перед человеком заменяется восхищением машиной) или странных, алогичных композиций, отчасти вдохновленных метафизической живописью Джорджо де Кирико, где нарушаются традиционные связи предметов. Уничтожение языка как лингвистического феномена распространяется дадаистами и на разрушение языка в более широком смысле — языка культуры. Центральной практикой здесь становится осмеяние культуры, ниспровержение признанных ценностей путем инверсии акцентов с серьезного и благоговейного на дерзкий и шутовской, а также тотальное оболванивание зрителя. Дадаизм в гораздо большей степени, нежели течения прошлого, классицизм или символизм, существовал в тесной связи литературы и изобразительного искусства. Обе части этого симбиоза равным образом направлены на единое потрясение всей западной цивилизации, а художники зачастую были и поэтами (Р.Хаусманн, Г.Арп, К.Швиттерс, Ф.Пикабиа). С разрушительным, антисоциальным характером дадаизма связана и высокая политическая ангажированность участников движения, близких анархистам и коммунистам.

Дадаизм стал первым по-настоящему международным течением искусства, когда внутри одной группы собираются люди нескольких национальностей, а дадаисты одной страны находятся в тесной связи с зарубежными единомышленниками. На формирование бунтарского и антитрадиционалистского настроя будущих дадаистов решающее влияние оказал Марсель Дюшан (1887-1968). В начале 1910х Дюшан приходит к предельно фактографическому и анонимному изображению повседневных предметов, выставляя затем сами эти предметы как самостоятельное произведение искусства, «редимейд» (англ. «готовое изделие») — «Дробилка для шоколада № 2» (1913-14); «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914). Этим жестом Дюшан выражает идею смерти искусства и высшую свободу автора. Исповедовавшийся Дюшаном принцип жизни как искусства также впоследствии подхватывается дадаистами. Цюрихская группа дадаистов складывается в феврале 1916. Основными участниками стали поэты — немцы Гуго Балль (1886-1927) и Рихард Хюльзенбек (1892-1974), румын Тристан Тцара (Сами Розеншток, 1896-1963); художники — румыны Марсель Янко (1895-1984) и Артур Сегал (1875-1944), немцы Ганс (Жан) Арп (1886-1966), Ганс Рихтер (1888-1976), Кристиан Шад (1894-1982), голландцы Оттован Реес (1884-1957) и Адяван Реес (1876-1959) и швейцарка Софи Таебер (1889-1943). Местом встреч становится «Кабаре Вольтер», вскоре уже настолько ассоциировавшееся с «безумным» духом дадаистов, что члены группы называют так выпускавшийся ими в 1916 альманах. Вечера в «Кабаре Вольтер» — само название осмеивает достижения европейского разума, — в знак протеста против установлен ного порядка объединяли выставки живописи, чтение стихов, танец и шумовую музыку. Откровенно издеватель скоеискусство вызывало предсказуемое — и искомое дадаистами — негодование публики. В 1916 «Кабаре Вольтер» закрывается, Балль уезжает из города, и инициатива переходит к деятельному Тцара, который сегодня чаще всего ассоциируется с феноменом дадаизма. Тцара начинает публикацию журнала «Дада» (4 номера, до 1919), и фраза из его «Манифеста Дада» (№ 3,1918) становится своего рода лозунгом всего движения: «Дада не означает ничего». В историю дадаизма цюрихская группа, помимо самого духа вечеров «Кабаре Вольтер», вошла абстрактными (фонетическими) стихотворениями Балля («Караван», 1917) — внешне бессмысленным набором звуков, напоминавшим бормотание шамана. Вся деятельность группы была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества» (Янко). Иррационализм, признание случая одним из ведущих стимулов творчества, апология смеха и сознательный поиск скандала — вот векторы дадаизма, заложенные в Цюрихе.

Около 1915 (и до 1921) идентичное движение формируется в Нью-Йорке вокруг Дюшана и художника и писателя Франсиса Пикабиа (1879-1953), инстинктивно почувствовавших необходимость в обновлении языка искусства. В разное время в группу входили художники французы Альбер Глез (1881-1953) и Жан Кротти, поэт Артюр Краван (1881-1920), композитор Эдгар Варез (1883-1965), а также американские художники Мортон Шамберг, Артур Дав (1880-1946) и Ман Рэй (Эммануэль Реденски, 1890-1976). Покровителями группы и организаторами выставок и публикаций стали коллекционер Уолтер Аренсберг (1878-1954) и фотограф Альфред Штиглиц (1864-1946), выпускавший журнал «291» (12 номеров, март 1915 — февраль 1916). Другими заметными публикациями стали журналы Дюшана «Слепец» (2 номера, апрель — май 1917) и «Rongwrong» (май 1917), а также «Динамит» (1919) Ман Рэя. Именно тройка самобытных художников — Дюшан, Пикабиа и Ман Рэй — и составляла творческое ядро группы. Дюшан продолжает эксперименты с «редимейдами», выставив как произведение искусства писсуар («Фонтан», 1917), с тех пор ставший мгновенно узнаваемым символом современного искусства. Пикабиа подхватывает отстраненность и творческую издевку Дюшана в картинах, вдохновленных техническими чертежами и миром машин («Пароксизм боли», 1915; «Скорей, машины», 1916). Ман Рэй, продолжая заниматься живописью, экспериментировал с фотографией («рейограммы»).

Немецкий дадаизм

В Берлине искусство, предвещавшее дух дадаизма, было связано с журналами братьев Херцфельде «Новая молодежь» и Рауля Хаусманна (1886-1971) «Свободная улица», с которым сотрудничал художник Иоганнес Баадер (1875-1978). С 1917 из Цюриха возвращается Хюльзенбек (в 1920 публикует «Альманах Дада»), и группа обретает более четкие очертания и идеологическую платформу. В так называемое «Правительство Дада-Берлин» входят художники Георг Гросс (1893-1959), Джон Хартфилд (Гельмут Херцфельде, 1891-1968), Ханна Хох (1889-1978), Отто Дике (1891-1969) и работавшие в Цюрихе Рихтер и Артур Сегал; к ним примыкают фотографы — швед Викинг Эггелинг (1880-1925) и голландец Поль Ситроен (1896-1983), художники — немцы Рудольф Шлихтер (1890-1955) и Георг Шольц (1890-1945). С 1918 начинает работу Клуб Дада, выходят журналы «Бедствие» и «Дада» Хаусманна (три номера, 1918-1920), проходит крупная «Первая международная ярмарка Дада» (1920). Немецкий дадаизм, особенно в Берлине, был тесно связан с политикой. Глубоко переживая политический распад страны и последствия войны, берлинцы занимают открыто антипрусские, антибуржуазные и антилиберальные позиции, протестуют против учреждения Веймарской республики. Главным художественным достижением берлинского дадаизма стало совершенствование коллажа, заимствованного из кубизма, но обогащенного техникой фотомонтажа. Хаусманн одним из первых начинает писать «абстрактные» стихотворения, составленные из звуков, ономатопей и просто букв (FMSWB, 1918); схожим образом построены и многие его коллажи («Синтетический кинотеатр живописи», 1918) и коллажобъекты («Дух нашего времени - Механическая голова», 1919-20). Творчество Баадера, делавшего ставку на повседневную эксцентричную провокацию, выдержано в таком же «бешеном» стиле («Великая пласто, дио, дададрама», 1920). Классикой ангажированного искусства становятся фотомонтажи Хартфилда («Десять лет спустя: Отцы и дети», 1924). В Берлине зарождается и дадаистское кино — абстрактные фильмы Рихтера и Эггелинга. В Ганновере единственным представителем дадаизма был Курт Швиттерс (1887-1948), чье творчество и широкие международные связи делают его одним из наиболее видных представителей дадаизма. С 1919 свои произведения он называет «искусством Мерц» (взятый наугад центральный слог вывески Kommerzbank): это схожие с экспериментами Балля стихотворения и скульптуры («Разъятые силы», 1920; «Святая скорбь», 1920), живопись и издававшийся им журнал «Мерц» (1923-32). Часто поэзия и живопись соединялись в одном произведении («И-Картина», 1919; «Составная поэмакартина», 1922). Швиттерс одним из первых пришел к тому, что позже получит название хэппенингов. К художникам Максу Эрнсту (1891-1976) и Теодору Бааргельду (1895-1927) в Кельне в 1919 присоединяется Ганс Арп; совместно они вы пускают журнал «Вентилятор» (1920). Позже в группу входят художники Антон Редершайдт (1892-1970), Франц Вильгельм Зайверт (1894-1933) и Ангелика Хорле (1899-1923). Эрнст пишет картины в конструктивистском ключе, но уже в ранних произведениях чувствуется его обычная насмешка и издевка над традиционной живописью. Вместе с Арпом он работает над серией причудливых фотомонтажей «Фатагага» (сокращение от «производство гарантиро ванно газометрических картин»). Деятельность группы прекращается к 1922, когда Арп уезжает в Париж вслед за перебравшимся туда в 1920 Эрнстом.

Парижский период дадаизма

Парижский период многими признается наивысшим воплощением дадаизма, апогеем его развития. Отчасти это объясняется тем, что основные приемы его уже были отработаны ранее, а потому дадаизм в Париже стал своего рода результирующей опыта предыдущих группировок, быть может, не такой самобытной, но запоминающейся. Предадаистская деятельность в Париже, помимо вездесущих Дюшана и Пикабиа, связана с именем Кравана, «поэта боксера», как он себя называл. Он издавал журнал «Немедленно» (5 номеров, апрель 1912 — март 1915), где смешивал невероятные рассказывыдумки с обзорами его любимых боксерских поединков и оскорблениями тогдашних знаменитостей (за которые он даже попадал в тюрьму). Скандалист и неутомимый провокатор, Краван, наряду с Дюшаном, воплощал принцип «жизненного Дада». Отличительной чертой парижского дадаизма становится его преимущественно литературная ориентация — группу возглавляет поэт Андре Бретон (1896-1966), оспаривавший лидерство у Тцара; говорит за себя и название основного журнала группы — «Литература» (33 номера, 1919-24) — в буквальности названия и мыслилась насмешка над традиционной словесностью. Литературе посвящен и единственный номер журнала Тцара «Бородатое сердце» (1922). Другие лидеры группы также были поэтами — Филипп Супо (1897-1990), Поль Элюар (1895-1952), Луи Арагон (1897-1982). Своего рода «визитной карточкой» дадаистской поэзии Парижа стало автоматичес коеписьмо (развитое уже в сюрреализме) — текст, свободный от контроля разума. Из литераторов, позже примкнувших к дадаизму, следует отметить Пьера Дриё ла Рошеля (1893-1945), Рене Кревеля (1900-35), Робера Десноса (1900-45), Роже Витрака (1899-1952), Жака Барона (1905-86), Бенжамена Пере (1899-1959), Пьера де Массо (1900-69) и Сергея Шаршуна( 1888-1975). Все художники парижского дадаизма имели опыт предыдущих группировок. Вкус Пикабиа к провокации, насмешке и нонсенсу набирает силу и проявляется в картинах («Соломенная шляпа», 1921-22; «Мышьяковый глаз», 1921), стихах (сборники «Ясли нежных чувств» и «Стихотворения и рисунки девицы, рожденной без матери», оба 1918) и памфлетах («Иисус Христос — авантюрист», 1920); однако Пикабиа существует довольно автономно, то присоединяясь к группе, то разрывая отношения — отражением таких метаний стали его журналы «391» (19 номеров, 191719-24) и «Каннибал» (2 номера, апрель — май 1920). Ман Рэй с 1921 работает над причудливыми объектами, позже популярными у сюрреалистов: «Подарок» (1921, утюг с подошвой, утыканной гвоздями) и «Неразрушимый объект» (1923, метроном, на стрелке которого прикреплена фотография глаза). Дюшан переходит к «подправленным» редимейдам и создает истинный шедевр авангарда: L.H.O.O.Q (1919, репродукция «Джоконды» с пририсованным усиками; аббревиатура читается как «ей невтерпеж, аж жжет») — апогей десакрализации искусства, насмешка над образом, запечатленным в массовом сознании. В 1923 он оставляет незаконченной картину на стекле «Невеста, раздетая своими холостяками, собственной персоной» (1915-23), где обычное исследование многомерного пространства превращается в метафору творческого произвола и непостижимости искусства), и на многие годы уходит из искусства. Эрнст в 1921 начинает использовать для своих работ фрагменты старинных гравюр, создавая внешне реалистичные, но совершенно невероятные картины, блещущие нездешним юмором («Изготовление клея из костей», 1921). Самой громкой публичной акцией парижских дадаистов стал провокационный Фестиваль Дада (1920), но и он, и другие манифестации, по сути, лишь пытались воссоздать дух Цюриха. Процесс Барреса (1921, воображаемый суд дадаистов над писателем-традиционалистом Морисом Барресом) и Парижский конгресс Дада (1922, где произошел раскол с Тцара) свидетельствуют о кризисе движения и вскоре Бретон уже напишет «Манифест сюрреализма», положивший начало этому движению в искусстве 20 в. Самая известная акция парижского дадаистов — объединенная постановка балета Пикабиа и Эрика Саги «Спектакль отменяется» и демонстрация фильма Пикабиа и Рене Клера «Антракт» (декабрь 1924) — состоялась уже после образования сюрреалистической группы.

Дадаизм распространился по всему миру: в Италию (Джулио Эвола), Россию (Илья Зданевич — Ильязд), Чехию (Яромир Кречьяр), Венгрию (Ласло МохойНадь), Бельгию (Поль Йоостенс, Мишель Сефор и Клеман Пансаэрс) и Нидерланды (Тео ван Дусбург). Несмотря на очень краткий срок своего существования, дадаизм значительно повлиял на дальнейшее развитие искусства. Сюрреализм, леттризм, УЛИПО, ситуационизм, искусство хэппенинга, концептуализм, минималистическая и шумовая музыка, попарт и кинетическое искусство — вот немногие из направлений, обязанных ему своим существованием. Технические приемы, отработанные дадаизмом — коллаж, кино, эксперименты с типографским оформлением и с фотографией — используются еще шире.

Слово дадаизм произошло от французского dada, что в переводе означает - «деревянная лошадка». Слово выбрано наугад в случайно открытой странице словаря

Похожие слова: