Поиск:

Дидактическое

Дидактическое это выражение моральных, научных суждений, мистического опыта для нравственного воспитания, обучения, духовного наставления. Неизменный дидактический элемент имели уже древнейшие памятники письменности: «Труды и дни» Гесиода (8-7 век до н.э.), «О природе вещей» Лукреция (1 век до н.э.) в Греции; философская поэма «Дао дэ цзин» Лаоцзы (604-531 до н.э.) в Китае; «Панчатантра» (около 3—4 веков) в Индии; Библия (8 век до н.э. — 2 век н.э.) у евреев; религиозные трактаты Ирана; летописи Древней Руси «Поучение» Владимира Мономаха (1117), «Домострой» (16 век). Репертуар дидактических жанров очень широк, охватывает все роды литературы. Назидательный элемент содержали эпические повествовательные произведения: большие — роман, повесть, и малые — басня, притча, аполог, афоризм. К этим жанрам примыкает многочисленная житийная литература, патерики, собственно мистико-этические наставления святых отцов, апокрифы. Дидактический характер имели назидательные послания, отчасти оды. Среди драматических жанров следует назвать религиозные пьесы — мистерии и миракли, светские — моралите.

Дидактическое присуще многим произведениям классицизма, что связано с его просветительским характером, упованием на распространение научных знаний как основы гуманистического мировоззрения. Устойчивый конфликт долга и страсти, разума и чувства решался в пользу рассудка. Дидактический характер литературе классицизма придавала и нормативная поэтика, которая строилась как система правил и образцов. Просветительская дидактика раскрывается в поэзии М.В.Ломоносова («Письмо о пользе стекла», 1753), гражданская — в трагедиях A.П.Сумарокова («Димитрий Самозванец», 1771), стихотворениях Г.Р.Державина («Властителям и судьям», 1780; «Вельможа», 1794). Большую роль дидактическое играло в литературе социалистического реализма, идеологическая природа проблематики и конфликта в произведениях которого требовала четкой и публицистически открытой общественной позиции автора—реализации так называемого принципа «партийности» (М.Горький «Мать», 1906-07; B.В.Маяковский «Владимир Ильич Ленин», 1924; «Хорошо!», 1927). Откровенная идеологическая позиция автора проявлялась, в частности, в том, что так же, как и в классицизме, герои делились на положительных и отрицательных. Создавая характеры цельных личностей, борцов, соцреализм стремился к монолитности нравственно-психологического облика героя (А.А.Фадеев. «Разгром», 1927; Н.А.Островский «Как закалялась сталь», 1932-34). Это придавало ему в значительной степени абстрактные черты, но делалось с дидактической целью — дать пример для подражания. Подчеркивание отрицательных качеств у антигероев также получало воспитательный характер. Высокая дидактика классицизма, основанная на религиозно-философских традициях, имела большую суггестивную силу, чем в соцреализме, где в силу идеологической ограниченности вызывала протест, иронию и эстетический бунт, выразившийся в русском неомодернизме 1960х.

Слово дидактическое произошло от греческого didaktikos, что в переводе означает — поучительный.


Похожие слова: