Поиск:

Дортмундская группа 61

«Дортмундская группа 61» это основанное 31 мая 1961 в Дортмунде (ФРГ, Рурская область) группой писателей, публицистов и редакторов (непосредственные организаторы — Фриц Хюзер, Хайнц Костерс, Вальтер Кёппинг, Макс фон дер Грюн) объединение писателей, критиков, журналистов и издательских работников, в центре внимания которых находилась рабочая тема — мир труда, его социальные и человеческие проблемы. 22 марта была принята программа «Дортмунской группы 61», объявившая задачей объединения литературно-художественное отражение индустриального мира и его социальных проблем, духовное осмысление технической эры, связь с социальной литературой других народов, критическое изучение рабочей литературы прошлого и ее истории. При этом «Дортмунская группа 61» отмежевалась от пролетарско-революционной литературы прошлого, тяготея скорее к социал-демократической традиции в немецкой литературе 19 века, представленной именами Иозефа Винклера, Пауля Цеха, Отто Вольгемута, и отчасти к принципам так называемой «рабочей литературы», связанной с кружком «Нюланд». Как утверждал Хюзер, «рабочая литература 20-30х годов может быть образцом, так же как и опыты «пишущих рабочих» в ГДР... В век автоматизации, кибернетики и атомной энергии, народных акционеров и 40-часовой рабочей недели на передний план выдвигаются другие проблемы и вопросы».

Среди авторов «Дортмунской группы 61» наиболее заметны Йозеф Бюшер, Клас Эверт Эвервин, Бруно Глуховски, Макс фон дер Грюн, Ангелика Мехтель, Эрика Рунге, Понтер Вальраф, Вольфганг Кернер, Йозеф Рединг, Карин Штрук, Вилли Барток, Лизелотт Раунер. Вследствие узости тематики, обусловленной условиями жизни и социальным происхождением писателей (члены «Дортмунской группы 61» в большинстве своем рабочие или бывшие рабочие. Грюн в прошлом забойщик, Йозеф Бюшер и Гюнгер Вестерхоф — служащие на шахте, Артур Границкий — плотник, был рабочим Гюнтер Вальраф, дорожным строителем — Кристиан Гайслер), недостатка литературного вкуса, скудости языковых средств, обилия речевых клише и образных штампов, приверженности к формам конвенционального реализма произведения «Дортмунской группы 61» по своему эстетическому уровню существенно отстают от «высокой» послевоенной литературы. Ограниченность программы и практики преодолевается в романах Грюна («Светляки и пламя», 1963; «Местами гололед», 1973), новеллах, радио и телепьесах Э.Сильвануса («Корчак и дети», 1957; «Под знаком Весов», 1960; «Лестница», 1965), репортажах Вальрафа, документальных телефильмах Рунге. Писатели «Дортмунской группы 61» открыли для западно-германской литературы новые сферы жизни, привлекли внимание к проблемам людей труда (разобщенность, отчуждение и механизация человеческого существования, невозможность творческого роста и духовного развития, обуржуазивание высокооплачиваемой части трудящихся, бесправие иностранных рабочих).

Во второй половине 1960-х усиливаются противоречия среди членов «Дортмунской группы 61» «Молодые» (Мехтель, П.Шютт, Вальраф, Рунге), для которых ее программа становится недостаточной, упрекают старших за то, что они «стали частью буржуазного литературного производства» и порвали с социалистическими традициями. В 1970 от «Дортмунской группы 61» откололась левая анти эстетски настроенная часть писателей во главе с Г.Вальрафом и Э.Шёфером, образовав «Кружок литературы в мире рабочих». В 1971 «Дортмунская группа 61» приняла новую программу, предусматривавшую возможность использования политических акций для влияния на общество, однако это не спасло ее от самоликвидации в 1972, хотя официального заявления о роспуске не было.

Словосочетание «Дортмунская группа 61» произошло от немецкого Dortmund Gruppe 61.


Похожие слова: