Поиск:

Духовные стихи

Духовные стихи это песенный жанр русского фольклора, исполнявшийся чаще всего бродячими слепыми певцами; стихотворения-песни на религиозные темы и сюжеты, большинство из которых заимствовано из Библии и житий святых.

Большинство духовных стихов сложено тем же тоническим стихом, что и былины, и их язык похож на былинный. Известны также духовные стихи, сложенные рифмованным равносложным (силлабическим) стихом, который господствовал в русской книжной поэзии второй половины 17 — начала 18 века. По всей видимости, силлабические духовные стихи имеют книжное происхождение и, возможно, созданы позднее, чем тонические. Существуют также духовные стихи, написанные рифмованным силлабо-тоническим стихом. Они явно позднего происхождения и испытали на себе влияние русской поэзии 18-19 веков. Иногда в поздних духовных стихах встречаются цитаты из стихотворений русских поэтов (напр., А.С.Пушкина). Старинные духовные стихи назывались «псальма» или «псалма» по названию текстов религиозной лирики — псалмов, входивших в состав библейской книги Псалтирь. Более поздние силлабические и силлабо-тонические духовные стихи именовались «кант» или «канта» (от латинского «cantus» — «песня»). Для старинных духовных стихов характерна архаическая лексика, в некоторых текстах очень велика доля церковнославянских слов. В поздних духовных стихах встречаются слова, характерные для русского языка Нового времени, например, слово «газета» в церковно-славянском духовном стихе «Газета ада», написанном монахом-старообрядцем в середине 19 века. Этот стих в русской переработке «Пришла газета с того света» дожил до нашего времени. Как духовный стих старообрядцами пелись переложения псалмов М.В.Ломоносова (14го и 26го). Большинство духовных стихов известно в записях фольклористов середины 19 и 20 веков, сохранились они и в старообрядческих рукописных книгах и печатных изданиях. Наиболее распространено мнение, что формирование этого жанра относится к 15-17 векам.

Тематически среди духовных стихов выделяются стихи на ветхо и новозаветные сюжеты; стихи о Богородице; стихи о святых и о событиях христианской истории; стихи духовно-наставительные («о плачевной жизни человека», о покаянии), стихи эсхатологического содержания, рассказывающие о «после днем времени»); стихи, посвященные смерти и погребению человека. По своей структуре духовные стихи также могут быть разделены на несколько видов. Некоторые из них несюжетны и представляют собой своеобразные назидания (духовные стихи о святой Параскеве Пятнице, наставляющей пустынника) или моления и исповеди. Но большинство имеют эпический характер. Особое место занимают стихи о «Голубиной книге», повествующие о сокровенной сущности, истине мира, заключенной в таинственной Голубиной книге. Название «Голубиная книга» (13 века) истолковывается исследователями либо как искаженное «глубинная» («тайная», «сокровенная»), либо как неверно понятое древнееврейское название первых пяти книг Библии — «sefer tora» («Книга Закона») как «sefer tor» («Книга Голубя»). Последовательное развернутое описание совершаемых действий в форме несовершенного времени, сходное построение соседних стихов (синтаксический параллелизм), использование постоянных эпитетов («погреба глубокие»), постановка эпитета после определяемого слова — все эти черты сближают старинные сюжетные духовных стихов с былинами. Духовные стихи используют устойчивые словосочетания, характерные для былин («добр конь», «чисты поля», «темны леса, дремучие») и присущие былинному стилю повторы таких словосочетаний, а также повторы предлога перед каждым из слов в выражении.

Установка духовного стиха заключается в том, чтобы вызвать умиление страданиями Христа и Богоматери, мучениями, которым подвергают святых языческие цари, требующие отречься от Христа. Другое чувство, которое должны рождать духовные стихи, — страх Божий, страх возмездия за грехи. Построены они на противопоставлении небесного мира земному. Особое значение обретают эсхатологические мотивы: конец света и Страшный суд. Христос в духовных стихах предстает прежде всего в образе строгого судии грешников, Богородица — заступницей за людей. Основной элемент в структуре духовного стиха — диалог: Христа и Богородицы, Христа и грешников. Образ мира и мотивы восходят к апокрифам — сочинениям, представляющим отличающуюся от библейской версию священных событий; церковь эти сочинения не признавала истинными. В «Стихе о Голубиной книге» повествуется о сотворении мира из тела Иисуса Христа, который, вопреки христианскому вероучению, отождествляется со Святым Духом. Духовные стихи продолжают исполняться и ныне, но их репертуар существенно сократился: старинные духовные стихи былинного характера сохранились только в старообрядческой среде, преобладают силлабо-тонические стихи. Современные духовные стихи связаны с похоронным обрядом: в них говорится о смерти, о расставании души с телом. Исполняются они обычно после похоронена поминках. Сюжетные духовные стихи почти не поются. Исполнители сейчас — не странники и нищие, а члены христианской общины, обычно церковные певчие.

Образы и мотивы духовных стихов встречаются в произведениях русских писателей 19-20 века: в стихотворении H.А.Некрасова «Влас» (1854) и в легенде «О двух великих грешниках» (1876) из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в повести Н.С.Лескова «Запечатленный ангел» (1873) и в романе П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» (1871-74), в стихотворениях (цикл «Избяные песни», 1914-16; стихотворения «Белая Индия»; 1916, «Баюкало тебя райское древо...», 1931-32) и поэмах («Мать-Суббота», 1922, «Плач о Сергее Есенине»; 1926, «Погорельщина», 1928) Н.А.Клюева, в стихах М.А.Кузмина.


Похожие слова: