Поиск:

Елизаветинская драма

Елизаветинская драма (англ. Elizabethan drama). В англо-американской критике елизаветинцами именуют поэтов и драматургов, творчество которых пришлось на период правления (1558-1603) Елизаветы I, называемый также Золотым веком английской литературы. Елизаветинской драмой называют также драму конца 80х 16 — первой половины 17 в., до закрытия театров по настоянию пуритан в 1642. История драмы этого периода прошла три этапа. На раннем этапе (с конца 1580х до начала 17 в.) в театр пришли Джон Лили (1553-1606), известный и как прозаик, автор романа «Эвфуэс» (1579), создатель модного в английской литературе 1580-90х «эвфуизма», Джордж Пиль (1557-96), Роберт Грин (1558-92), Томас Кид (1558-94), Кристофер Марло (1564-93), У.Шекспир (1564-1616), создавший тогда исторические хроники, комедии, ранние трагедии. Второй, или зрелый период (с начала 17 в. до начала 1620х) — время высших достижений английской драмы: Шекспир пишет свои трагедии и поздние трагикомедии; начинают свою деятельность Бен Джонсон (1573-1637), Джордж Чэпмен (1559-1634), Томас Хейвуд (1570-1641), Томас Деккер (1572-1626), Джон Уэбстер (1575-1625), Томас Мидлтон (1580-1627), Фрэнсис Бомонт (1584-1616) и Джон Флетчер (1579-1625).

Третий — поздний — этап до закрытия театров обычно характеризуется как период кризиса и постепенного упадка английского театра, хотя на самом деле театр не только переживает кризис, но и существенно преобразуется, в него приходят новые драматурги — Филип Мэссинджер (1583-1646), Джон Форд (1586-1639), Джеймс Шерли (1596-1666). В Англии принято деление драматургии этого периода по периодам правления королей — на драму елизаветинскую, якобитскую (1603-25) и карлитскую (1625-49), но, в сущности, английский театр этого периода, как и литературу в целом, можно считать единой поэтической системой, прошедшей разные этапы — Возрождение, маньеризм, барокко, барочный классицизм. Смятенный взгляд на мир как море зла и безумия, признание вездесущего страдания, предчувствие гибели цивилизации и человечества — темы, общие для позднего Шекспира, Уэбстера, С.Тернера и Дж.Донна. Это и позволяет критикам называть их как трагическими гуманистами, так и маньеристами или представителями раннего английского барокко.


Похожие слова: