Поиск:

Эллинистическая литература


Эллинистическая литература это греческая литература конца 4-1 века до н.э. Понятие «эллинизм», первоначально относившееся к правильному употреблению греческого языка, вошло в научный обиход как обозначение исторической эпохи после опубликования исследования немецкого ученого И.Г.Дройзена «История эллинизма» (1836-43; руский перевод 1890-93) и подразумевает период с начала правления Александра Македонского (336 до н.э.) либо со времени его смерти (323 до н.э.) и до подчинения Риму в 30 до н.э. Птолемеевского Египта — последнего из эллинистических государств, на которые после смерти Александра распалась его империя. В результате походов Александра на Восток была разрушена культурная замкнутость греческих полисов, и пестрый в этническом и социальном отношении мир открылся сознанию древнего эллина.

С конца 4 века центр греческой культуры перемещается в Александрию, где создается крупнейшее хранилище рукописей с огромным штатом обслуживающих его ученых, среди которых были и поэты (Ликофрон, Каллимах) — Александрийская библиотека; значительны как культурные центры Пергам и Антиохия. Общегреческим языком общения становится койне. Кризис полисной системы и связанной с ней идеи государственности повлек за собой важные изменения в духовной жизни эллинистического общества: значимой и авторитетной отныне является жизнь частная. Поворот к сфере индивидуального существования — характернейшая черта всей культуры эллинизма.

Угасает жанр публичной политической речи; ему на смену приходит нравоучительная беседа — диатриба. Вопросы повседневной жизни людей, а не события общегосударственного масштаба, начинают занимать историографию («Жизнь Эллады», 3 век до н.э. Дикеарха из Мессаны). В философии — это время скептицизма, стоицизма и эпикуреизма, углубленных в этическую проблематику. Сдвиг в сторону бытописательства и проблем ничем не примечательного «маленького» человека происходит и в литературе, которую отличают интерес к детальному описанию, утонченность и эстетизм. Трагедия с ее богами и героями уступает место бытовой комедии, представленной творчеством Филемона и Менандра (новая аттическая комедия—см. Комедия античная); развивается обращенный к быту стихотворный драматический жанр — мим (Геронд). Расцветают «малые формы»: перечислением незатейливых предметов обихода ремесленника, охотника или пастуха полнятся эпиграммы Леонида Тарентского, миру индивидуальных человеческих переживаний посвящены эпиграммы Асклепиада Самосского; эпическую поэму (ее эллинистический образец — «Аргонавтика», 3 век до н.э., Аполлония Родосского) потесняет эпиллий — малый эпос (Каллимах, Феокрит); в творчестве Феокрита рождается новый жанр — буколика.

Изменение в эллинистической литературе

Существенное изменение в эллинистической литературе претерпевает отношение к мифологическому материалу, который подается теперь нередко с оттенком иронии: «Несмотря не постоянную апелляцию к мифу и мифологическому образу, эллинист делает из мифа простую необходимость стиля, не отдавая себе отчета в том, что сама-то эта необходимость вызывается неумением творить новое, которое выходило бы за пределы древней формы» (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности). Складывается новый тип литератора — профессионального придворного ученого поэта, утонченного и манерного эрудита, прославляющего своего покровителя и обращающегося к наследию далекого прошлого, чтобы наполнить давно исчезнувшие литературные формы новыми мыслями и чувствами. С деятельностью александрийских ученых (прежде всего, Зенодота Эфесского и Аристарха Самофракийского) связано собирание, изучение и комментирование текстов классической древности, положившее начало филологии как науке (см. Александрийская филологическая школа).

Похожие слова: