Поиск:

Эпистолярная литература


Эпистолярная литература это переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы , отличающий ее от записок дневника.

В античности письма сочинялись как литературные произведения, их стиль и построение определялись риторикой, и строгую границу между частной перепиской и эпистолярной стилизацией провести трудно, о чем свидетельствуют прославленные образцы эпистолярной литературы : письма Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего. (Обретая стихотворную форму, у Горация, послания становятся поэтическим жанром и собственно к эпистолярной литературе уже не относятся). Сознательное художественное использование стилистических возможностей переписки (приближение к разговорному языку, лирический подтекст, аллюзии, внесение оттенков социально-языковой характеристики) отличает эпистолярную литературу софистов (эпистолярные сочинения Алкифрона, в т.ч. вымышленная переписка комедиографа Менандра с его возлюбленной Гликерой). Естественная для писем дидактическая тенденция становится основной функцией в посланиях апостолов (Новый Завет) и отцов церкви (Августин; см. Патристика).

Эпистолярная литература — ведущий жанр византийской публицистики (письма Фотия). В средневековой Европе межмонастырская переписка была средством публичной богословской полемики. Своеобразным заключением средневековой эпистолярной литературы , одновременно предваряющим эпоху Реформации, служат «Письма светлых людей» (1514) И.Рейхлина и особенно «Письма тёмных людей» (1515-17), где пародируется как интимное, так и дидактическое послание. Традицию средневековой публичной полемики продолжают письма М.Лютера. Образцами русской публицистики времен Московского царства служат переписка Ивана IV с кн. А.М.Курбским и письма протопопа Аввакума.

Для эпистолярной литературы Возрождения характерны письма П.Аретино, где специфика переписки формирует сатирические приемы разоблачения пороков. В 17-18 веках форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению («Письма к провинциалу», 1656-57, Б.Паскаля; письма маркизы де Севинье к дочери, опубликованные 1726; переписка Вольтера; «Письма к сыну», 1774, Ф.Честерфилда). Особо следует выделить «Дневник для Стеллы» (1710-13) Дж.Свифта: собрание частных писем, фактически открывающее историю английского социально-психологического романа. Эпистолярные вкрапления изначально обогащали состав романа — по сути своей синтетического повествовательного жанра; использование эпистолярной формы как способа повествования породило особую жанровую разновидность, иногда называемую эпистолярным романом. Сколько-нибудь определенной содержательной эпистолярной специфики она не имеет. После заведомо вымышленных «Персидских писем» (1721), философского романа Ш.Монтескье, эпистолярно-романическое построение становится все более привычным в европейских литературах: романы «Памела» (1740) и «Кларисса» (1747-48) С.Ричардсона, «Путешествие Хамфри Клинкера» (1771) Т.Смоллетта, «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Ж.Ж.Руссо, «Страдания молодого Вертера» (1774) И.В.Гёте, «Опасные связи» (1782) П.Ш.де Лакло.

Эпистолярная литература в России

Очерково-документальные «Письма русского путешественника» (1791-95) Н.М.Карамзина и письма из Франции Д.И.Фонвизина П.И.Панину («Записки первого путешествия», 1777-78) положили начало освоению традиций эпистолярной литературы в России. Ее развивал И.М.Муравьёв-Апостол и стремился «влить» в беллетристику А.С.Пушкин («Роман в письмах», 1829; «Марья Шонинг», 1834).

Дидактическое направление эпистолярной литературы продолжали М.С.Лунин («Письма из Сибири», 1836-40), П.Я.Чаадаев («Философические письма», 1829-31), Н.В.Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями», 1847), А.И.Герцен («Письма из Франции и Италии», 1847-52), В.П.Боткин («Письма об Испании», 1847—49). Опыт и форма эпистолярной литературы использованы в художественной повести «Бедные люди» (1846) Ф.М.Достоевского.

В 20 веке сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы («Неизвестный друг», 1923, И.А.Бунина; «Zoo. Письма не о любви...», 1923, В.Б.Шкловского; «Любовные письма англичанки», 1900, Л.Хаусмана; «Письмо к англичанам», 1942, Ж.Бернаноса), в т.ч. и оформленных в беллетристические жанры (повесть «Письмо к заложнику», 1943, А.де Сент-Экзюпери; романы «Мартовские иды», 1948, Т.Уайлдера и «Перед зеркалом», 1971, В.А.Каверина).

После второй мировой войны с расцветом документальной литературы актуализируется значение письма как непосредственного, подлинного, лирически насыщенного свидетельства. В эпистолярную литературу входит также и переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение («Письма А.Блока к жене», «Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка»).

Слово эпистолярная произошло от греческого epistole, что в переводе означает — послание, письмо.

Похожие слова: