Поиск:

Естественный человек


Естественный человек это концепция, сложившаяся в философской мысли и литературе 18 века под влиянием Джон Локка, критически переосмыслившего теорию «врожденных идей» и провозгласившего практический опыт единственным источником человеческого познания. Будучи взят в качестве «чистой потенции» человеческого существования, с точки зрения его принадлежности миру «естественной природы», «естественный человек» отличается от «человека общественного» (Ж.Ж.Руссо), ставшего участником всевозможных социальных отношений, накладывающих отпечаток на его «естественную» природу. «Естественный человек» есть некий идеальный конструкт эпохи Просвещения, призванный играть роль связующего начала между природой (в ее специфическом для 18 века понимании) и конкретными культурно-историческими особенностями людей. Ни один персонаж, созданный авторами-просветителями, не может быть назван «естественным человеком» в точном смысле этого слова, но в тоже время значительная часть их произведений посвящена изучению «человеческой природы», и в этом смысле едва ли не вся литература 18 века создает образ «естественного человека», которого можно обнаружить за любым конкретным персонажем.При этом «естественная» и «общественная» компоненты человеческой природы, как правило, находятся в отношениях обратной зависимости друг от друга: более «естественным» будет выглядеть персонаж, находящийся на более удаленной дистанции от современной цивилизации. Это можно обнаружить уже в романе Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).

Робинзон, волею судьбы оторванный от европейской цивилизации на долгие годы, возвращается в свое «естественное» состояние и устраивает жизнь на острове на разумных основаниях, продиктованных исключительно здравым смыслом и житейской необходимостью, превращая ее в подобие просветительской утопии. Позже к нему присоединяется Пятница — другой «естественный человек», «благородный дикарь». И хотя Дефо недвусмысленно ставит «цивилизованного» Робинзона выше «дикаря» Пятницы, в романе обе эти ипостаси «естественного человека» сосуществуют рядом, не конфликтуя, а, скорее, дополняя друг друга: Пятница — идеальный слуга Робинзона в утопическом мире их оторванного от Европы острова. Однако в ходе дальнейшего развития просветительской литературы 18 века это равновесие было нарушено. В спор о «естественном человеке» вступили французские просветители Вольтер, Ж.Ж.Руссо, причем позиции их при этом поляризовались. Обоих мыслителей «естественный человек» интересовал как своего рода ключ к пониманию социальных процессов, происходящих в обществе, но если Руссо считал, что «природный» источник человеческой души чист, а цивилизация и культура способны лишь замутнить его, то Вольтер полагал, что «естественное» начало человеческой природы является основой социальных бедствий современного мира. Под пером Руссо «благородный дикарь» стал идеалом добродетели («Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», 1754), а в дальнейшем, в своем романетрактате «Эмиль, или О воспитании» (1762), Руссо начертал программу воспитания совершенного человека на основе развития его естественных склонностей. Между тем Вольтер в философской повести «Простодушный» (1767) доказывал, что само по себе «естественное» состояние — лишь сырая основа, облагородить которую могут только опыт и рассуждения, т.е. цивилизующие усилия, без которых «естественный человек» остается не более чем дикарем.

Словосочетание «естественный человек» произошло от французского l'homme naturel и английского natural man.

Похожие слова: