Поиск:

Ремонт и диагностика Ауди в Москве, запчасти в наличии

www.autorol.ru

Слова на букву: Е

Естественный человек

Джон Локк

Джон Локк

Естественный человек это концепция, сложившая в XVIII в. в английской культурной традиции на основе философских идей Джона Локка.

Истоки концепции «естественного человека»

Английский философ Джон Локк (1632–1704 гг.) – один из самых значимых мыслителей эпохи Просвещения. Опираясь на учения Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Иссака Ньютона, Дж. Локк первым из ученых раскрыл личность через постоянство сознания; считая ум «чистой доской», отрицал теорию «врождённых идей» и провозглашал практический опыт единым источником человеческого познания. Под «естественным состоянием» человека философ предполагал свободу, существование соответственно законам природы, исполнение своего назначения в среде идей и разума.

Теоретические построения Дж. Локка, которые поместились в его главном сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690 г.), оказали существенное влияние на многих шотландских, английских, французских мыслителей XVIII в., особенно на выдающихся французских философов-просветителей Ж.–Ж. Руссо и Вольтера, в творчестве которых идея «естественного человека» достигла наиболее полного развития.

«Естественный человек» в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Робинзон Крузо

Робинзон Крузо

Наиболее ярким воплощением идей о «естественном человеке» является роман известного английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719 г.), в основе которого – концепция нравственного совершенствования человека в общении с природой, в одиночестве, вдали от общества и цивилизации.

Морской путешественник Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, вернулся в свое «естественное состояние» и нашел там внутреннее возрождение. Кроме того, теория «естественного человека» в романе представлена автором сразу в двух образах: «цивилизованного» Робинзона и «благородного дикаря» Пятницы, дополняющих друг друга.
Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» положил начало литературному жанру «робинзонада» и поискам природных истоков человечества в целом.

Представления о «естественном человеке» Ж.–Ж. Руссо и Вольтера

Представления великих французских просветителей Ж.–Ж. Руссо и Вольтера о «естественном человеке», о сущности взаимодействия личности, природы и цивилизации существенно расходились.

Ж.–Ж. Руссо противопоставлял дикаря цивилизованному человеку, считая, что общественные условия и отношения с присущим им неравенством разрушают человеческую природу. Естественный человек в руссоизме отождествлялся с идеалом добродетели. Идеи контраста между культурным обществом и природой представлены в романах писателя «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.), «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.).

Концепция «естественного человека» также изложена в трактатах Ж.–Ж. Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 г.), «О происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.) и др. Ж.–Ж. Руссо полагал, что человек по своей природе просвещенный, не испорченный неравенством общественных устоев, а общество подавляет естественное чувство свободы и делает его своим рабом: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». Отрицая искусственные порядки социума, в частности искусство и театр, Ж.–Ж. Руссо признавал только свободное, равное государство, сохраняющее естественное, близкое к природе состояние человека.
В отличие от Ж.–Ж. Руссо, убежденного в том, что все люди равные перед обществом, Вольтер был сторонником неравенства. Его идеи «первобытного состояния» сводятся к утверждению беспомощности человеческого существования вне цивилизации. Вольтеровский «естественный человек» в повести «Простодушный» (1767 г.) обречен на несчастия, без культурного влияния он остается дикарём. Идеалом Вольтера был просвещенный человек дворянского происхождения.

Историческое значение концепции

Несмотря на различие философских взглядов на естественное человеческое состояние, человек являлся фундаментальной основой философии эпохи Просвещения. Просветительская теория «естественного человека» воплотила в себе идеи о совершенной, свободной, разумной и гуманной личности, ее непосредственном отношении к природе, обозначила ведущую роль познания человечества в искусстве ХVIII в. и последующих веков.