Поиск:

Фэнтези

Фэнтези это вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет «логической» мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. Если в научной фантастике мы имеем дело с единой (центральной) научно обоснованной посылкой, то в фэнтези фантастических допущений может быть сколько угодно: в этом особом мире все возможно — боги, демоны, добрые и злые волшебники, говорящие животные и предметы, мифологические и легендарные существа, таинственные двойники, привидения, вампиры, встреча человека с дьяволом. Предпосылки фэнтези — в архаическом мифе и фольклорной волшебной сказке, в европейском рыцарском романе и героических песнях, и без опоры на этот пласт мировой культуры, куда следует отнести также творчество романтиков 19 века, оккультно-мистическую литературу второй половины 19 века и начала 20, в полной мере фэнтези понять нельзя. Герой фэнтези, сражаясь с чудовищами, встречающимися ему на пути, сталкиваясь с разнообразными препятствиями, напоминает героя мифа, выполняющего сакральный ритуал инициации, превращения ребенка во взрослого мужчину.

Миры фэнтези лишены географической и временной конкретности — события происходят в условной реальности, «где-то и когда-то», чаще всего в параллельном мире, похожем отчасти на наш. Время в фэнтези похоже на время мифологическое, развивающееся циклично — как и сам мир, последовательно проходящий этапы гармоничного и хаотического существования, перетекающие один в другой, образуя модель повторяющегося бытия. Важен для фэнтези художественный опыт Средневековья, эстетика рыцарского романа, основанного на легендах и сказаниях цикла о приключениях короля Артура и рыцарей Круглого стола. Прошлое, жизнь в котором определялась, по мнению авторов фэнтези, рыцарским кодексом чести, возвышенными, благородными подвигами, идеализируется и ассоциируется со священным, божественным, будущее же — с уходом из мира волшебства, магии, со скучной, банальной повседневностью. Для фэнтези важен и романтический принцип двоемирия, противопоставления мечты и реальности, а также романтический герой, как правило, одинокий, отверженный, в одиночку противостоящий выпадающим на его долю бесчисленным испытаниям. Герой обречен совершать Квест (от английского Quest — «путь», «поиск»), представляющий собой не столько перемещение в пространстве с определенной целью, сколько путь в пространстве души в поисках себя и обретения внутренней гармонии. Как самостоятельное направление в фантастической литературе фэнтези стала оформляться в конце 19 века в творчестве У.Морриса. С 1888 по 1897 вышло семь его романов («История Дома Сынов Волка и всех кланов Чети», 1889; «Корни гор», 1889; «Повесть о Сверкающей Долине», 1891; «Лес за пределами мира», 1894; «Колодец на краю света», 1896; «Воды Дивных Островов», 1897, «Разлучающий поток», 1897), написанных под влиянием фантастических кельтских саг, средневековой литературы видений, рыцарского романа, английской готической литературы, прозы немецких романтиков, литературной сказки. Моррис создал основы того направления в фантастической литературе, которое в 20 веке получит название «героическая фэнтези»; употребляются также названия «эпическая фэнтези» и «литература меча и колдовства». Традиции Морриса продолжил лорд Э.Дансейни (1878-1957), вслед за которым к фэнтези обратились Дж.Р.Р.Толкин и К.С.Льюис, соединившие кельтскую, скандинавскую, античную мифологии с легендами артуровского цикла.

Исследование фэнтези

В западном литературоведении исследование фэнтези началось в 1970-е, тогда же вошел в употребление и термин. Предлагались различные подходы, среди них изучение фэнтези, исходя из характера фантастического в произведении: «высокая фэнтези» — о произведениях, в которых перед читателем предстают полностью вымышленные миры; «низкая фэнтези» — о произведениях, в которых сверхъестественное привносится в нашу реальность. Возможно также рассмотрение фэнтези в соответствии с проблемно-тематическим принципом: «героическая фэнтези», «готическая фэнтези», «христианская», «оккультная». Наиболее распространена фэнтези в литературах США и Великобритании. Причем «героическая фэнтези», действие произведений которой разворачивается как в вымышленных мирах и иных измерениях (цикл Р.Говарда о приключениях Конана), так и на других планетах (марсианский цикл Э.Р.Берроуза); примерами могут служить также повести лорда Дансейни (Э.Планкетт) и трилогия Толкина «Властелин колец» (1954-55), романы У.Ле Гуин, А.Нортон, Р.Желязны.' Обширна и «готическая фэнтези» — в нее включают произведения М.Пика и С.Кинга, продолжающих традиции романтиков (Э.А.По, Н.Готорна) и неоромантиков (Р.Л.Стивенсона, Б.Стокера). Традиции «христианской фэнтези» заложены в 19 веке Д.Макдоналдом и Ч.Кингсли, в 20 веке развиты Г.К.Честертоном, Ч.Уильямсом и К.С.Льюисом. «Оккультная фэнтези» связана с именами Э.Дж.Бульвер-Литтона, Э.Блэквуда, А.Мейкена, А.Кроули, Д.Уитли, Х.Ф.Лавкрафта. Среди наиболее значительных мастеров фэнтези в Германии 20 века — Г.Эверс и М.Энде, в Австрии — Г.Мейринк, Г.Верфель, К.Т.Штробл. Много сделали для развития национальной традиции фэнтези в Италии И.Кальвино, Т.Ландольфи, Д.Буццати, Г.Морселли. Интересна фэнтези Восточной Европы, прежде всего Чехии (К.Михал) и Польши (А.Сапковский). Истоки фэнтези стран Северной Европы — в творчестве Л.Холь берга и Х.К.Андерсена; в 20 веке в этом направлении работали Й.Йенсен, К.Бликсен (Дания), М.Сандемо (Норвегия), С.Лагерлёф, П.Лагерквист, С.Люндваль (Швеция). На развитие фэнтези в Латинской Америке повлияла литература магического реализма, книги Х.Кироги, А.Бьой Касареса, Х.Арреолы, Х.Рульфо.

Фэнтези в России

В России предпосылки фэнтези возникают в первой трети 19 века с появлением фантастических элементов и повестях и рассказах Н.Гоголя, А.Погорельского, А.Бестужева (Марлинского), О.Сомова, В.Одоевского. Эта линия была продолжена в начале 20 века Л.Андреевым, А.Куприным, В.Брюсовым, позже — А.Грином. Особое место занимают в истории русской фэнтези 1960-е, когда был опубликован (1966-67) роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и повесть А. и Б.Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1965). Из современных авторов фэнтези выделяются М.Успенский (трилогия о приключениях богатыря Жихаря, 1997-98), В.Крапивин с циклом сказочных повестей, С.Логинов (роман «Многорукий бог далайна», 1996). До недавнего времени литературу о невозможном, сверхъестественном относили то к юмористической, то к сатирической фантастике. Лишь в конце 20 века стало возможным говорить о формировании отечественной фэнтези.

Кинофэнтези развивается с первых десятилетий 20 века. Начиналась она фильмами о Тарзане, Франкенштейне, Дракуле, ныне же фильмография фэнтези насчитывает несколько тысяч позиций — это экранизация романов С.Кинга и Р.Говарда о Конане, новелл Э.А.По и Ч.Диккенса и ленты, снятые по оригинальным сценариям («Кошмар на улице Вязов», 1984-94). Предтечами фэнтези в изобразительном искусстве называют П.Брейгелястаршего, И.Босха, Д.Тернера, У.Блейка, прерафаэлитов. Существенен вклад в иллюстрирование фэнтези художников 20 века: М.Эрнста, С.Дали, Р.Магрита, М.Эшера. Активно работают художники, специализирующиеся в области фэнтези: Ф.Фразетга, Б.Вальехо.

Слово фэнтези произошло от английского fantasy.


Похожие слова:

  • Гротеск Гротеск это вид условной фантастической […]
  • Эпигонство Эпигонство это нетворческое подражание […]
  • Фантастика Фантастика это разновидность художественной […]
  • Фацеция Фацеция это вид повествовательной городской […]
  • Дольник Дольник, паузник это русский стихотворный […]
  • Мировая скорбь «Мировая скорбь» это пессимистическое […]
  • Приапея Приапея это короткие шуточные стихотворения […]
  • Глосса Глосса это: перевод или толкование непонятного […]
  • Структурализм Структурализм это комплекс направлений в ряде […]
  • Лишний человек «Лишний человек» это социально-психологический […]
  • Сюрреализм Сюрреализм это течение в искусстве и литературе […]
  • Петраркизм Петраркизм это в своем широком значении […]