Поиск:

Фронтир

Фронтир это западная граница территории США, которая осваивалась компактно проживавшими на ней жителями. В начале 18 века фронтир проходил примерно в 100 километрах от Атлантического побережья, в дальнейшем постепенно перемещался на запад к Тихоокеанскому побережью. Завершение освоения фронтира относят к 1890-м. Фронтир представлял своеобразное «пограничье», территорию между «цивилизацией» и «девственной природой». Для фронтира были характерны отсутствие законов, культ силы, авантюризм, суровые условия быта, столкновения с индейцами. Фенимор Купер взял эпиграфом к роману «Пионеры» (1823) строки из поэмы Дж.Полдинга «Лесной житель» (1818), в которой жители фронтира характеризуются как люди «самых разных привычек, нравов, эпох и местностей». Оказавшись вместе, они являют зрелище, исполненное таких контрастов, каких «не знала ни одна страна и ни один век». Граница вызвала к жизни социально-психологический тип первопроходца, пионера. Это способствовало формированию таких качеств, как свободолюбие, оптимизм, вера в свои силы, в перспективы быстрого обогащения. Фольклор фронтира, поначалу бытовавший в устной форме, позднее проник на страницы периодических изданий. Он способствовал формированию существенных национальных особенностей литературы США: жанра баллады, приема устного рассказа, а также местного колорита. Среди комических персонажей фольклора доминировало несколько главных типов: доморощенный философ; янки, ловкий, изворотливый, продувная бестия; хвастун из пограничной глухомани; менестрель, белый, загримированный под черного, исполнитель негритянских мелодий, песен, шуток. Особой популярностью на фронтире пользовался хвастовской юмор, в основе которого — прием невероятных преувеличений, гротеска, карикатуры. Это наложило отпечаток на американский юмор, отличающийся резкостью ситуаций, построенных на контрасте, и абсурдностью преувеличений с ярко выраженным пародийным началом. Народная фантазия фронтирсменов вызвала к жизни ряд колоритных фольклорных персонажей, часто имевших реальные прототипы. Джим Бриджер, известный первопроходец и торговец мехами, сделался легендарным героем, великаном-охотником. Персонажем многих легенд, бытовавших среди лесорубов в районе Великих Озер, был Поль Беньян, гигант-лесоруб, совершивший немало сказочных деяний, сотворивший Большой каньон и Ниагарский водопад. Другой фольклорный персонаж Крокетт, любимый в Теннесси и Техасе, восходит к реальному лицу Дэви Крокетту. Легендарный Крокетт помогает охлажденному солнцу подняться над горизонтом, для чего смазывает медвежьим жиром земную ось; мощь былинного богатыря сочетается у него со знанием законов механики. Фронтирсмен Даниэл Бун (1734-1820), участник борьбы за освоение Дикого Запада, охотник, строитель дорог, воевавший с индейцами, и также ставший фольклорным героем, считается одним из прототипов образа Натти Бумпо в пенталогии Купера.

Тема фронтира представлена у многих писателей. Среди них М.Г.Ж.де Кревкер («Письма американского фермера», 1782); В.Ирвинг («Поездка в прерии», 1835; «Астория», 1836); Купер (пенталогия о Кожаном Чулке, 1823-41); О. Лонгстрит («Картинки Джорджии», 1835); Э.Эгглстон («Разъездной проповедник», 1874); Ф.Брет Гарт («Калифорнийские рассказы», 1857-71); Х.Миллер (сборники стихов «Тихоокеанские стихи», 1870; «Песни Сьерры», 1871; повесть «Жизнь среди Модоков», 1873; пьеса «Данита из Сьерры», 1877); Х.Гарленд («Главные проезжие дороги», 1891; автобиографическая тетралогия о Среднем западе, 1917-28); Э.У.Хоу («История провинциального города», 1883); Э.Л.Мастере («Антология Спун-Ривер», 1915) и др. Характерной фигурой для эпохи освоения Запада был У.Уитмен (поэма «Пионеры, о пионеры», 1865, утверждающая «миф о Западе», славящая «юношей и дочерей Запада»). В книге «Налегке» (1872) Марк Твен органически воспринял поэтику фронтирского фольклора, самобытность его юмора. Тема фронтира получила яркое художественное воплощение в романах Уиллы Кэсер «О, пионеры!» (1913), «Песнь жаворонка» (1915), «Моя Антония» (1918), «Погибшая леди» (1923), запечатлевшая фермерскую утопию западной «границы», а также в романе С.Льюиса «Богоискатель» (1949).

Специфический материал, связанный с бытом фронтира, — борьба ковбоев и шерифов с индейцами, — вызвал к жизни новую жанровую разновидность романа — вестерны, получившие широкое распространение в США. У истоков этой жанровой разновидности стоит Оуэн Уистер (1860-1938), автор романа «Виргинец» (1902). Активно работали в жанре вестерна также Нед Бантлайн («Скауты прерий», 1873), Зейн Грей, Л.Шорт. Позднее получили развитие вестерны, построенные на историческом материале: таков роман А.Б.Гатри «Путь на Запад» (1949) о переходе каравана переселенцев из Миссури в Орегон в 1846. Некоторые романы о фронтире послужили основой сценариев для Голливуда, где сложился жанр кинематографического вестерна, темой которого было освоение Дикого Запада. Его истоком считается фильм Э.С.Портера «Большое ограбление поезда» (1903).

Слово фронтир произошло от английского frontier, что в переводе означает — граница.


Похожие слова:

  • Максима Максима это вид афоризма, моралистическая по […]
  • Мениппова сатира Мениппова сатира, Менипповасатура это понятие, […]
  • Паллиата Паллиата это один из видов древнеримской […]
  • Лирика Лирика это литературный род, выражающий мысли, […]
  • Акт Акт это действие, законченная смысловая […]
  • Интрига Интрига это сложная совокупность острых сюжетных […]
  • «Дом искусств» в Берлине «Дом искусств» в Берлине основан 21 ноября 1921. […]
  • Гротеск Гротеск это вид условной фантастической […]
  • Год баллад Год баллад это так назвали 1797 год И.В.Гёте и […]
  • Бурлеск Бурлеск это Тип комической стилизации, […]
  • Чёрная эстетика Чёрная эстетика это понятие, призванное […]
  • Замысел Замысел это первоначальная общая схема будущего […]