Поиск:

Галльский кружок поэтов

Галльский кружок поэтов (немецкое Hallesche Dichterkreise). Первый Галльский кружок поэтов в Галле был основан в 1733 студентами теологами Самуилом Готгольдом Ланге и Иманюелем Пира. В роли теоретика выступал Георг Мейер. Будучи по своим религиозным взглядам пиетистами, галльские поэты, осуждая лютеранский догматизм, стремились к пробуждению индивидуального религиозного чувства. Основные мотивы лирики: религия, природа, дружба, добродетель. Своим кумиром они считали английского поэта Дж.Милтона, который привлекал их благочестием и масштабом поэм на библейские темы. Галльские поэты выступали против учения Иоган на Христофа Готшеда о преобразовании жизни на основе разумных начал: для них вера была важнее рационализма. Ланге и Пира совместно издали сборник «Песни дружбы Тирсиса и Дамона» (1747). Переводчики Горация и других античных поэтов, они стремились внедрить в немецкую поэзию белый стих.

Увлечение античной лирикой и опыты создания нерифмованных стихотворений были подхвачены вторым Галльским кружком поэтов, который объединял немецких поэтованакреонтиков середины 18 в. Во главе его стоял Иоганн Вильгельм Людвиг Глейм (1719-1803), который после учебы в университете в Галле занял должность секретаря соборного капитула и каноника, обосновавшись близ Галле в Гальберштадте (поэтому кружок иногда именуют Гальберштадтским). Ядро кружка составили Иоганн Петер Уц (1720-96) и Иоганн Николаус Гётц (1721-81). Помимо них в содружество анакреонтических поэтов входили Иоганн Георг Якоби, Иоганн Беньямин Михаэлис, Вильгельм Гейнзе, Понтер Гёккинг и др. Глейм первым стал переводить стихи Анакреона и его подражателей, используя для этого стихотворный размер, близкий подлиннику, и отказавшись при этом от рифмы. Его сборник «Опыт шуточных песен» (1746) имел шумный успех и вызвал в немецкой поэзии направление анакреонтической лирики. Лирика Глейма и его друзей развивалась в русле поэзии рококо. Используя изящную, зачастую шутливую форму, галльские поэты воспевали радости, которые дарует Венера и Вакх. Однако их стихи не выражали индивидуального чувства, а следовали общепринятому канону анакреонтики; лирический герой гордился своим легкомыслием, ценя в жизни одно лишь наслаждение.

В поэзии второго Галльского кружка поэтов показная веселость была игрой, биографии поэтов существенно отличались от их поэтического воплощения. Самый талантливый член кружка И.Уц в сборнике «Лирические стихотворения» (1749, доп. в 1756), наряду с традиционным весельем и беззаботностью, предается серьезным раздумьям о бедствиях своих соотечественников, вызванных политическими раздорами князей (стихот ворение «Германия в беде», 1746). Сборник нерифмо ванных од Анакреона издал в 1746 Гётц. Он переводил также Тибулла, Катулла, Лафонтена, Шольё, Вольтера. Особую популярность получил перевод стихотворной новеллы французского поэта Ж.В.Л.Грессе «ВерВер» (1734) о лютеранском пасторе, мечтающем стать правителем острова, который Венера заселила юными красавицами. Якоби издал сборник «Поэтические опыты» (1763). Встретившись с Глеймом, поэзия которого произвела на него сильное впечатление, он переселился в Гальберштадт. Лирика Якоби сентиментальна и изобилует эротической символикой. Михаэлис, Гейнзе, Гёккинг в своем творчестве подражали Глейму и французским образцам анакреонтической лирики. Историческое значение Галльского кружка поэтов в том, что они познакомили немецкого читателя с античной поэзией. 


Похожие слова: