Поиск:






Слова на букву: Г

Гистрион

Гистрионы

Гистрионы

Гистрион это древнеримский актёр; средневековый странствующий или придворный актёр, деятельность которого сочетала разные виды искусства.

Гистрионы Древнего Рима

Гистрионы – это актёры из Этрурии, которые первыми выступали в Древнем Риме. Латинский термин histrio произошел от этрусского istrio (актёр). Впоследствии слово «гистрион» использовалось для обозначения римского актёра наряду с термином actor.

Начиная с ранних выступлений, актёры были лишены гражданских прав, предоставленных римским гражданам, из-за низкого социального статуса их профессии. Ранние римские актёры – выходцы из среды вольноотпущенников и рабов.

В 364 г. до н. э. Рим охватило моровое поветрие. Чтобы получить милосердие богов, римляне решили устраивать сценические игры на улице. Традиция увеселительных представлений восходит к обрядам народного празднования сбора урожая, которые сопровождались песнями землеробов «фесценнинами» (названных в честь этрусского города Фесценния). Об этих народных песнях, полных задора и юмора, упоминает Гораций, подчеркивая их свободу выражения и грубый сарказм. Насмешки в фесценнинах отражали социальные противоречия между плебеями и патрициями, а также направлялись в сторону римской знати.

Римляне на пути формирования собственного театра опирались на фольклор и усваивали опыт соседних племен, в особенности греков и этрусков. Для исполнения ритуалов умилостивления богов по приглашению знати Рим посетили этрусские танцовщики, мимы и актёры, которые сразу получили большую популярность.

Сатура

Гистрионы изначально исполняли танцы под аккомпанемент флейты. Со временем римская творческая молодежь научилась жестами и репликами выражать просьбу к небожителям, в результате чего к пляске гистрионов добавились выразительная жестикуляция и остроумный диалог. Таким образом возник первый жанр театральных представлений «сатура» (латинского satura – смесь), содержащий диалог, танец, мимику, музыку, при чем последняя имела преобладающее значение. Творчество гистрионов основывалось на импровизации. Спектакли вводились в программу государственных праздников (Римских, Плебейских, Аполлоновых, Мегалезийских игр; Флоралиев), а также погребальных и триумфальных игр.

Сатуры, с присущим им комедийно-бытовым характером, считаются истоком римской драмы. Распространение драматических представлений в Риме произошло с появлением групп гистрионов, которые начали путешествовать по Италии. Актёрские труппы состояли из 4-6 актёров.

Таким образом, этрусские актёры оказали непосредственное влияние на становление римской драмы и театрального искусства Древнего Рима в целом.

Средневековые гистрионы

Традицию увлекательных зрелищ продолжили гистрионы раннего Средневековья (IX-XIII вв.). Характер творчества средневековых гистрионов зависел от места их деятельности, согласно которому существовали:

  • Странствующие гистрионы – актёры, которые «утешали народ в их печалях и горестях» увлекательными выступлениями в виде пения, танцев, монологов, веселых сценок с изображением животных, маскарадов и пр. Бродячие актёры, выражающие вольнолюбивые и жизнерадостные настроения народных масс, составляли преимущественную часть средневековых гистрионов. Соответственно, городские площади, улицы, посещаемые собрания – наиболее частые места актёрских спектаклей;
  • Придворные гистрионы – актёры, которые состояли при дворах королей и развлекали высшее сословия. Придворные гистрионы воспевали подвиги и деяния рыцарей, королей, епископов, исполняя панегирические песни под музыкальное сопровождение, составляя стихи, декламируя прозу, повествуя о героических событиях. Например, на службе у кастильского короля Санчо IV пребывали шуты и забавники, которые участвовали в придворных празднествах.

Мастерство гистриона

Расцвет искусства гистрионов пришелся на XI-XIII вв. Мастерство средневекового гистриона включало разные виды искусства, поэтому действа актёра получались чрезвычайно зрелищными. Гистрион обладал способностями различных профессий: музыканта, танцора, певца, декламатора, поэта, сказителя, гимнаста, дрессировщика животных. Такой синтез обусловлен тем, что в период раннего Средневековья виды искусства ещё не обособились. Гистрионы в совершенстве владели искусством перевоплощения.

Талант гистрионов высоко почитался публикой. Слушатели, охваченные монологами актёров, просили их продлевать истории, платя за это деньги. Кроме того, материальную поддержку творцам оказывали правители. Например, жонглеры получали постоянные субсидии от французского короля Людовика IX Святого.

К средневековым гистрионам относятся немецкие шпильманы, французские жонглеры, английские менестрели, итальянские мимы, испанские гальярды и голиарды, польские франты, русские скоромохи.

Гистрионы объединялись в братства (например, аррасское «Братство жонглеров», IX в.), в которые вступали актёры-аматоры. Ряды гистрионов также пополняли ваганты («странствующие клирики»), известные критикой пороков духовенства.

Творчество гистрионов привело к развитию сценического искусства и литературы последующих веков, положив начало реалистической драмы, фарса и других театральных жанров, а также создав большое наследие героического эпоса.

Слово гистрион произошло от латинского histrio, что в переводе означает актёр.

Похожие слова: