Поиск:

Конструктивизм

Конструктивизм это эстетическое направление 1920-х. Группа «Литературный конструктивизм» возникла в Москве весной 1922, объявив себя новой литературной школой. 1 апреля 1923 в Большой аудитории Политехнического музея на Первой литературной олимпиаде молодые литераторы И.Л.Сельвинский, К.Л.Зелинский, А.Н.Чичерин выступили с декларацией «Знаем (клятвенная конструкция конструктивистов-поэтов)». К весне 1924 конструктивизм расширил свои ряды, организационно оформившись в ЛЦК (литературный центр конструктивистов) во главе с Сельвинским, бессменным руководителем группы. В том же году вышел первый сборник ЛЦК — «Мена всех. Конструктивисты-поэты», с программным заявлением: «Поэтический конструктивизм — это Госплан современной поэзии». Себя конструктивисты называли «конструкторами», а свои произведения «конструэмами», выдвинув задачи разработки «технологии формы». Претендуя на создание конструктивистиского стиля в поэзии, конструктивизм провозгласил основные творческие принципы «мотивированного искусства»: «смысловую доминанту», «грузофикацию» или «уплотнение смысла», повышение смысловой нагрузки на «единицу словесного материала», «локальный прием», предполагающий использование ассоциативных связей, «инфляцию прозы», внедрение в поэзию четко разработанного сюжета, приемы фонетической записи (звукозаписи), насыщение произведения этнографическим, статистическим и другим научным материалом.

В 1925 конструктивизм входит в ЛЕФ на федеративных началах, опубликовав в журнале «ЛЕФ» новую декларацию, значительно отличающую от прежней «Знаем» — с четким указанием на приверженность коммунистической идеологии, «касающейся общего штурма инертного искусства и борьбы с советской обывательщиной, требующей легкого чтения» (ЛЕФ. 1925. No 37). Об этой договоренности писал Сельвинский (Информационное сообщение группы конструктивистов — поэтов литорганизациям о задачах группы РГАЛИ. Ф.). Однако вскоре между ЛЕФом и конструктивизмом развернулась острая полемика о роли поэзии и назначении искусства. В ЛЦК (рабочий центр конструктивизма с жесткой групповой дисциплиной) входили Сельвинский, идеолог группы Зелинский, теоретик конструктивистского тактового стиха, или «тактометра», А.Квятковский, В.Лушвской, Э.Багрицкий, Дир Туманный, В.Инбер, Н.Адуев. В конструктивизм, как более широкое течение — Н.Ушаков, прозаики и очеркисты Б.Агапов, Н.Огнёв, Г.Гаузнер, Е.Габрилович, И.Аксёнов (исследователь зарубежного искусства, автор первой монографии о П.Пикассо). В конце 1920-х при ЛЦК была создана группа поэтического молодняка «Констромол» (Н.Асанов, К.Митрейкин, Я.Половцев, В.Кудрейкин, В.Цвелев, Л.Лавров, Н.Уральский, В.Щепотов, Я.Семенов и др.). В сборниках ЛЦК «Госплан литературы» (1925) и «Бизнес» (1929) вопросы литературы связывались с задачами технического прогресса и идеями «западничества», «американизма», популярными в среде технической интеллигенции. Представителей интеллигенции, включившихся в созидательный процесс, конструктивисты называли «переходниками», претендуя на создание нового стиля эпохи, охватывающего все сферы производственной и духовной жизни общества. «Проблема конструктивизма в литературе — это в известной степени проблема интеллигенции в революции», — писал Л.Тимофеев (Октябрь. 1929. No 3). «Они забыли о том, что кроме революции есть класс, ведущий эту революцию» (Маяковский В. Стенографический отчет Второго расширенного пленума правления РАПП ИМЛИ. Отдел рукописей).

История конструктивизма, его идеологические, социальные, эстетические принципы получили отражение в творчестве Сельвинского, ставшем и «опытным полем», и полем острой литературной борьбы. Его книги «Записки поэта» (1927), «Пушторг» (1928), «Командарм-2» (1928), проникнутые трагическим ощущением «непонятости», «непринятости» и «ненужности» новой власти, лишали конструктивизм его социального оптимизма. Панегирик интеллигенции, «мальчикам» Пречистинки, «статистикам, инженерам, врачам», прозвучавший в книге Луговского «Мускул» (1929), сменяется разочарованием и готовностью к любой «перестройке» в его следующей книге «Страдания моих друзей» (1930). Идеи жертвенности, самоотречения во имя долга пронизывают книгу «Победители» (1932) Багрицкого. Поиски права «по-своему любить свою республику» оказались тупиковыми. Пребывание в конструктивизме было для его членов и формой литературного быта, и школой учебы мастерству, и причиной деформации творческих индивидуальностей в угоду теориям и схемам. Нередко зарубежные исследователи (К.Лоддер) обозначают термином конструктивизм все модернистские и авангардистские течения.

Слово конструктивизм произошло от латинского constructio, что в переводе означает — построение.


Похожие слова: