Поиск:

Корейская поэтика — драма


До конца 19 века в Корее не было драмы как рода литературы в строгом смысле этого термина. Драматические произведения существовали только в устном исполнении. Истоки драматических жанров корейского фольклора уходят в глубь веков. Синкретизм первобытного драматического искусства до сих пор сохраняется в народных представлениях. Издавна в Корее популярны маскарады (тхаллори), пьесы с танцами в масках (камёнмуёнгык), кукольные представления (инхёнгык). Для всех видов корейского драматического искусства характерно преобладание комедийного над трагедийным. Из танцевальных пьес в масках в конце 14 века развились своеобразные народные представления сандэгык или сандэнори. В них использовались различные виды масок и были слиты воедино музыка, танцы и занимательные рассказы. Сандэгык возникли как передвижные представления по случаю приезда иностранных гостей. Ставились они на открытом воздухе, обычно у края больших дорог или у подножия горы (отсюда и их название: сандэ, букв, «подножье горы»). Постепенно сандэгык превратились в истинно народные мистерии. Либретто пьес первоначально не записывались. Их несложный репертуар передавался изустно в различных вариантах. Обычно в сандэгык было 12 отделений, сгруппированных по содержанию в три части, которые начинались выходом основных героев — монаха, янбана и развратной старой шаманки. Действующие лица в каждом отделении менялись.

В 15-16 веках сформировался остро комедийный жанр конфуцианской драмы чхану чапки, или ухи (букв, «игра актера»), в которой решающую роль играл диалог. В 17 веке любимым в народе жанром были и пьесы с марионетками (ккокттукакссигык), называемые также «представлениями с господином Паком» (Пак-чхомджи-нори).Вих либретто имелись небольшие расхождения, и по продолжительности действия они не совпадали. Главные персонажи — плутоватый Пак, марионетка и шаманка. Связь между отдельными сценами слабая. В 18 веке на смену театру масок и театру кукол пришла оригинальная корейская народная драма — пхансори. Трудно причислить пхансори к какому-либо определенному жанру: в них синтетически сливались музыкальная драма и народный песенный сказ. В основе своей пхансори относится к фольклорным жанрам сорхва и минё, но текстами либретто они также связаны с литературными жанрами сосоль и каса. Центральной фигурой в представлении пхансори был актер (квандэ), который под ритм корейского барабана, исполняемый барабанщиком (косу), передавал содержание инсценированного ритмизованного произведения, чередуя пение с чтением нараспев и сопровождая их танцевальными и мимическими движениями. Другими словами, актер был одновременно и автором либретто, и импровизатором, и комментатором. Продолжая традиции народных представлений в масках и испытывая влияние западноевропейского музыкально-драматического искусства, пхансори в конце 19 века быстро развивается в корейскую музыкальную драму чхангык, именуемую нередко «национальной оперой». Все либретто чхангык построены на записях текстов пхансори. В 1910-е под воздействием зарубежной драматургии формируются так называемый синпхагык — «пьесы нового направления», возвестившие в какой-то мере отход от традиционного народного представления. В 20-е не без влияния современной русской и западноевропейской мелодрамы создается сингык — «новая пьеса», предшественница современных жанров драматургии.

Похожие слова: