Поиск:

Креасьонизм

Креасьонизм это литературная теория и индивидуальная поэтика авангардистского типа, выработанные в 1920-х чилийским поэтом Висенте Уйдобро (1893-1948). В Испании и Аргентине теория креасьонизма, т.е. «творизма», отозвалась появлением эстетического двойника — ультраизма. Уйдобро начал разрабатывать теорию креасьонизма с 1912. Впервые положения новой эстетики он выдвинул в 1914 в манифесте под названием «Non serviam» (Не послужу), где призывал поэта-творца освободиться от подчинения природе, т.е. миметического воспроизведения примет внешнего мира, и заняться сотворением собственной реальности. В теоретически оформленном виде эти принципы прозвучали в лекции, с которой Уйдобро выступил в Буэнос-Айресе в 1916. Многократно повторенный призыв «творить» породил название теории — креасьонизм. Согласно ее постулатам, креасьонистское стихотворение рождается только в состоянии суперсознания, иначе — поэтического бреда. Уйдобровская теория «чистого творизма», при всей своей оригинальности и последовательности, внутренне противоречива: с очевидностью опираясь на принципы герметичной «чистой поэзии», она тяготеет к центробежности авангардистского активизма, направленного на переустройство внешнего мира.

В полном соответствии с авангардистской парадигмой теория креасьонизма постулировала атомизацию элементов внешнего по отношению к творческому субъекту мира с целью создания новой, утопически гуманизированной действительности. Задача поэзии не воспроизводить внешний облик вещей, но следовать конструктивным законам, составляющим их сущность и определяющих их «самость». При этом поэт должен изучать функцию каждой грамматической категории в качестве биологической «клетки» творимого произведения. Согласно теории Уйдобро, стихотворение должно представлять собой целостный организм, вырастающий из эмбриона, которым может быть любая словесная единица. В процессе творения субъект и объект творчества постепенно интегрируются в некую новую целостность, которая и является искомым идеалом креасьонизма. Поэтическое творчество оказывается одновременно и предвестием, и процессом созидания нового мира. При этом креасьонизм не только не отвергал иные способы художественного мышления, но постулировал себя в качестве логического итога эволюции мировой поэзии.

Поэтика и практика Уйдобро, создававшего художественную утопию в «век, распятый на стыке миров» созвучны экспериментаторским поискам русского авангарда. Так, уйдобровский принцип «творизма» обретает типологические параллели с хлебниковскими «творянами», с принципом «сделанности» П.Филонова, с теорией и практикой конструктивизма, с театральной системой «биомеханики», с трактовкой искусства как приема. В русле той же типологии Уйдобро выстраивает характерно авангардистскую мифопоэтическую космогонию, в центре которой находится демиург — «поэт, маленький бог». Креасьонизм, будучи плодом индивидуальных творческих изысканий В.Уйдобро, продолжает специфическую латиноамериканскую традицию утопизма и одновременно вписывается в современные ему пласты мировой культуры. Основные положения теории креасьонизма изложены Уйдобро в статьях, художественных произведениях, а также в сборнике манифестов («Manifestes»), изданных на французском языке в 1925.

Слово креасьонизм произошло от испанского creacion, что в переводе означает — творение.


Похожие слова: