Поиск:

Кёльнская школа нового реализма

Кёльнская школа нового реализма это объединение писателей ФРГ, сложившееся в 1960-е. Стремилось к «новому реализму», к чувственно-конкретному, детально-вещному изображению повседневной действительности на ограниченном пространстве социально-психологической реальности, сознательно избегая моментов социальной критики. Руководитель и инициатор Кельнской школы нового реализма — писатель и редактор кёльнского издательства «Кипенхойер унд Витч» Дитер Веллерсхоф. В 1962 он издал антологию прозаических этюдов и миниатюр «Один день в городе», в котором опубликовались молодые писатели, представлявшие новое направление в литературе. Их главным «врагом», антиподом, была «Группа 47», представлявшаяся им примером того, как «культурная индустрия переформировывает людей и учреждения, заставляя их служить себе». В 1965 после осеннего собрания «Группы 47» поэт, критик и эссеист Вальтер Хёллерер, издававший вместе с Хансом Вендором (с 1954) журнал «Акценте», придерживавшийся формалистической ориентации, сформулировал принципы «нового» («кёльнского») реализма — сужение человеческого и писательского опыта до чисто чувственных восприятий, обращение исключительно к «мелочам повседневности». Аналогичную позицию занимал Веллерсхоф, видевший задачи «нового реализма» в том, чтобы на место универсальных моделей бытия и общих представлений поставить чувственно конкретный отрезок реальности. Его точку зрения разделял Вендор, заявивший на встрече германистов в Москве в конце 1966, что определяющим в познании мира для «нового реализма» являются детали, «рассматриваемые в замочную скважину». Среди представителей Кельнской школы нового реализма — Рольф Дитер Бринкманн, Гюнтер Хербургер, Гюнтер Зойрен, Рената Расп.

Близок поэтике «чувственных восприятий» Петер Вайс, на раннем этапе своего творчества педантично фиксировавший фрагментарные «осколки» мира и призывавший отбросить «химеру», связь с моделями мышления и художественного отражения действительности. Значительное влияние на «новых» реалистов» оказывал последовательный разрушитель традиционного художественного языка Хельмут Хайсенбюттель, признававшийся в своей неспособности воссоздать в языке человека и разгадать окружающую реальность (свидетельство тому — его составленный из цитат роман «Конец д'Аламбера», 1970). Теоретические максимы Веллерсхофа, излюбленным героем которого является изгой общества отчуждения, воплощены в романах «Прекрасный день» (1966), «Граница тени» (1969), «Приглашаются все» (1972), «Красота шимпанзе» (1977). Типичны для Кельнской школы нового реализма романы Бринкманна «Никто не знает больше» (1968) и «Неудачный сын» (1967) Ренаты Расп. «Кёльнскому реализму», помимо «микроскопичности» мировидения, свойственна и абсолютизация биологического начала, живописание шокирующих сцен изощренной сексуальности и жестокости (ярким примером этого является получивший скандальную известность роман Г.Зойрена «Праздник каннибалов», 1969). Очевидна также связь теории и практики Кельнской школы нового реализма с французским «новым-романом».

К концу 1970-х радикализм эстетической программы Кельнской школы нового реализма заметно смягчается — монтаж бессвязных обрывков речи и мыслей сменяется плавно-последовательной манерой повествования, хотя героями попрежнему являются люди маргинальные в общественном и психологическом плане. Об эволюции представителей Кельнской школы нового реализма можно судить по роману Зойрена «Пепел сигары» (1986), где возрождается социально-критическая проблематика, хотя диапазон авторского мировидения подчеркнуто заужен, ограничиваясь психологическим пространством героя.

Словосочетание Кельнская школа нового реализма произошло от немецкого: Kolner Schule des Neuen Realismus.


Похожие слова: