Поиск:

Лапидарий


Лапидарий это жанр средневековой дидактической литературы — книга о благородных камнях, описывающая их внешний вид, магические и лечебные свойства, а также дающая им аллегорические истолкования. Одним из первых авторов классической древности, обратившимся к этой теме, считается греческий философ Феофраст (372-287 до н.э.), который в своем сочинении «О камнях» повествует о лечебных свойствах и способах обработки 14 камней (в т.ч. аметиста, опала, агата, сердолика, сапфира, изумруда). Плиний Старший (27-79) в «Естественной истории», обобщив накопленные к тому времени сведения, упоминает, ссылаясь на своих предшественников, уже 212 камней, иногда сообщая об их магическом или лечебном применении. Сведения о некоторых камнях, наряду с описанием животных, птиц и растений, были включены в анонимный, написанный на греческом языке и получивший распространение в Александрии в 2-3 век «Физиолог». Драгоценным камням посвящена орфическая поэма «О камнях» («Литика») 4-6 века.; Исидор Севильский (570-636) в книге 16 своих «Этимологий» приводит данные о 70 камнях. Драгоценные камни упоминаются также в Ветхом Завете (Исход, XXVIII, 1720: 12 камней «по числу сынов Израилевых, по именам их»; Исайя, LIV, 1112) и Апокалипсисе (XXI, 1820: о стенах Небесного Иерусалима, 12 оснований которых украшено 12 драгоценными камнями).

Наиболее популярным сочинением, опирающимся на идущую из глубины веков традицию, в частности, на труды Плиния и Исидора, в средние века становится написанный на латыни лапидарий в стихах Марбода, епископа Реннского (около 1035-1123). Его поэма о 60 камнях — «De lapidibus» — переводится (стихами и прозой) на многие национальные языки и распространяется по Европе. Среди значительного количества произведений данного жанра выделяется лапидарий, принадлежащий перу Альберта Великого (1200-80). Особый интерес представляет написанный в период правления Людовика Святого (1214-70) неизвестным автором французский стихотворный «Христианский лапидарий», где, наряду с описаниями 17 камней, дается аллегорическое толкование их в зависимости от цвета (голубой цвет сапфира, означает Христа и небеса). Подобная символика разрабатывалась комментаторами Священного Писания, но ни один из авторов прежних лапидариев к ней не прибегал. Автор «Христианского лапидария» указывает также на символическое значение камня в связи с его местом на стенах Небесного Града (в частности, изумруд — четвертый — знаменует собой веру четырех евангелистов). Традиция лапидария продолжает жить и в литературе Нового времени. К ней обращается в 1575 поэт «Плеяды» Реми Белло в сборнике «Любовь и новые превращения Драгоценных камней: Достоинства и особенности оных». Ее отзвуком становятся «Эмали и камеи» (1852) Теофи ля Готье. Представления о магических свойствах камней — амулетов и талисманов — сохраняются в массовом сознании до сих пор, отражаясь в таком феномене окололитературного быта, как разного рода гороскопы.

Слово лапидарий произошло от латинского lapidarium от lapis, что в переводе означает — камень.

Похожие слова:

  • Филид Филид это создатель и хранитель саг в древней […]
  • Проповедь Проповедь это дидактический жанр ораторской […]
  • Поговорка Поговорка это образное выражение, не имеющее (в […]
  • Пастурель Пастурель, пасторела это жанр средневековой […]
  • Плач Плач это один из жанров древнерусского […]
  • Сумма Сумма это жанр философской литературы, возникший […]
  • Бестиарий Бестиарий это жанр средневековой дидактической […]
  • Леонинский стих Леонинский стих это рифмованные гекзаметр и […]
  • Панегирик, энкомий Панегирик, энкомий это литературный жанр: […]
  • Фарс Фарс это малый комический жанр средневекового […]
  • Вортицизм Вортицизм это авангардное крыло в искусстве и […]
  • Адаптация в литературе Адаптация это приспособление литературного […]