Поиск:

Легенда

Легенда это первоначально термин средневековой католической письменности, впоследствии — жанр средневековой повествовательно-дидактической литературы (жизнеописания святых, затем — любые тексты религиозно-назидательного содержания). В распространении легенд большую роль сыграли сборники «Золотая легенда» Иакова Ворагинского (13 век), «Великое зерцало» (1481) и др., которые в 17 веке проникли в Россию. В западноевропейской средневековой письменности различают легеенды панегирические, куртуазно-религиозные, легенды-путешествия (связанные с крестовыми походами и проникновением в страны Востока), легенды-фаблио. К 17 веку возникло пародирование религиозных легенд, в том числе в России («Повесть о том, како бражник вниде в рай»). Тем не менее отдельные сюжеты легенд периодически возрождались в литературе, отвечая запросам нового времени (о Фаусте, Дон Жуане, Агасфере). Сюжеты легенд широко использовали Ф.Новалис, Л.Тик, А.Мицкевич, В.Ирвинг; к ним обращались В.Скотт , В.Гюго, Г.Флобер , А.Франс, Т.Манн и др.

Легенды в фольклоре

В фольклоре легенды — жанр несказочной прозы , фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественным и существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систем у образов, поэтику. В отличие от мифов, легенды независимы от ритуала, в отличие от преданий, события легенд протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем . Первый (и единственный) сборник русских фольклорных легенд был издан А.Н. Афанасьевым в 1859 (Новосибирск , 1990) . Русские фольклорные легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. На родные письменные легенды церковь отнесла к «отреченным книгам» (апокрифам), поскольку их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. В русском фольклоре выделяются этиологические, религиозно назидательные и социально-утопические легенды. Этиологические легенды имели познавательный характер, объясняли происхождение мира, человека, животных. Особенно многочисленна группа религиозно-назидательных легенд: о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов; о святых старцах и о юродивых. Социально утопические легенды, выражая мечту народа о справедливом общественном устройстве, призывали к действию (среди них легенды о «золотом веке», «о далеких землях», о «возвращающемся избавителе») .

Представление о «золотом веке» содержит легенды « О граде Китеже». Вера в «далекую землю» запечатлена в легенде о Беловодье, которая среди уральских старообрядцев была настолько популярна, что привела к появлению особой секты — бегунов. Легенды о «возвращающихся царях (или царевичах) избавителях» выступали «содержательной формой идеологии народных движений». Этими легендами воспользовались многие самозванцы. В устной традиции христианские легенды нередко принимали форм у сказок. Отчасти это приводило к расширению сказочного репертуара, даже обозначалась тенденция оформления нового жанра—легендарной сказки («Марко Богатый», «Безручка»). Традиционный нравственный мир русских сказок, с их глубоким сочувствием невинно гонимым, мог естественно приобретать христианскую окраску. Вместе с тем фантастика, связанная с образами Бога, Христа, святых, ангелов, чертей, часто служила в сказке осмыслению социально-бытовых отношений и противоречий, поэтому сказки легендарного происхождения приближались к анекдотическим («Соломон Премудрый», «Поп в козлиной шкуре» ; в сборнике легенд Афанасьева — «Илья пророк и Никола»). Сюжеты и образы фольклорных легенд использовали русские писатели (А.С.Пушкин, А.К.Толстой, Н.С.Лесков, П.И.Мельников-Печерский, Л.Н.Толстой , Ф.М.Достоевский ) и композиторы (опера Н.А.Римского-Корсаков а «Сказание о граде Китеже»).

Слово легенда произошло от латинского legenda, что в переводе означает — то, что должно быть прочитано.


Похожие слова:

  • Реалия Реалия это предмет, явление, понятие (в том […]
  • Псалом Псалом это древнейший жанр религиозной лирики, […]
  • Миракль Миракль это жанр западноевропейской […]
  • Лейх Лейх это средневековый песенный жанр немецкой […]
  • Проза Проза это антоним стиха и поэзии, формально — […]
  • Фатрази Фатрази это бурлескный жанр средневековой лирики […]
  • Хрия Хрия это в античной риторике — краткий анекдот […]
  • Идиллия Идиллия это по отношению к литературному тексту […]
  • Эмблема Эмблема это жанр в литературе и искусстве 16-18 […]
  • Холиямб Холиямб, или скадзон, в метрическом […]
  • Панегирик, энкомий Панегирик, энкомий это литературный жанр: […]
  • Сага Сага это один из основных жанров […]