Поиск:

Лесенка

Лесенка это ступенчатое размещение стихотворной строки на странице, один из способов деления поэтического текста на части. Лесенка закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки. Она не предназначена для создания визуальных композиций (см. Фигурные стихи). Изредка встречается у поэтов 19 и начала 20 века, главным образом в повествовательных и драматических произведениях, а также в стихоторениях «говорного» типа: в «Бахчисарайском фонтане» (1821-23), «Графе Нулине» (1825), «Медном всаднике» (1833), «Евгении Онегине» (1823-31) А.С.Пушкина, в поэмах «Мцыри» (1840), «Кавказский пленник» (1828) М.Ю.Лермонтова, «Балете» (1866) и «Современниках» (1875—76) Н.А.Некрасова, «Вольных мыслях» (1907) А.А.Блока. Первым, кто решительно отошел от традиции, в соответствии с которой стихотворные строки записывались отдельными неделимыми строчками, был Андрей Белый. В сборнике «Золото в лазури» (1903) он стал членить стихотворные строки на части и располагать их столбиком, а в цикле «Королевна и рыцари» (1911) наряду со столбиком начал пользоваться и лесенкой. В 1922 в предисловии к сборнику «После разлуки» Белый попытался теоретически обосновать свою творческую практику: «Мелодизм — вот нужная ныне и пока отсутствующая школа среди градаций школ... мелодических, интонационных знаков у нас нет дня выражения архитектоники мелодии... Одну и ту же страницу мы можем выразить в различных интонационных архитекгониках... Отсюда стремление... искать интонации в своеобразной манере начертания, передающей зрительно интонацию... Впереди русский стих ожидает богатство неисчерпанных мелодийных миров».

Другой русский поэт, одним из первых начавший делить стихотворные строки на самостоятельные графические отрезки, был В.В.Маяковский. В статье «Как делать стихи» (1926) он писал: «Надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель. Наша обычная пунктуация с точками, запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение». В дореволюционный период Маяковский пользовался столбиком, а с февраля-марта 1923 стал записывать свои стихотворные произведения лесенкой. Сохранились две беловые рукописи поэмы «Про это»: в первой текст расположен столбиком, во второй — вступление и первая глава записаны столбиком, а последующие главы — лесенкой. В конце второй беловой рукописи проставлена авторская дата 11/II.23. Если для Белого лесенка являлась лишь одним из графических приемов оформления текста, то у Маяковского она превратилась во всеохватывающий принцип творческой работы. С 1923 по 1930 практически все его стихотворения и поэмы разбиты на ступеньки. Причины, заставившие Маяковского отказаться от традиционного способа записи строк, исследованы в работах Л.И.Тимофеева. В дореволюционный период, полагал он, Маяковский стремился показать человека на пределе эмоциональной напряженности. Этот тип переживания породил особый тип речи, распадающийся на отдельные самостоятельные слова-выкрики. Отсюда и проистекает столбиковая форма стихов Маяковского, которая подчеркивала интонационную обособленность тех или иных отрезков фразы. Отказ от столбика, по-видимому, связан с намерением поэта яснее обозначить границы стихотворных строк, но при этом сохранить возможность обособления слов в строке. Лесенка в полной мере отвечала этому его желанию. Ступеньки делили стих на части, но в отличие от столбика не приводили к утрате визуального единства стихотворной строки. Сопоставление столбиковой и лесенковой редакций поэм «Про это» (1923) говорит в пользу такого предположения. Переход от одного способа подачи текста к другому в обоих случаях не сопровождался сколько-нибудь значительными изменениями в разбивке стихотворных строк. Эксперименты Белого и творческий опыт Маяковского по использованию столбика и лесенки были восприняты поэтами-современниками разных школ и направлений — Н.Асеевым, С.Кирсановым, И.Сельвинским, С.Есениным, Э.Чаренцом, Н.Хикметом, Ю.Тувимом. В дальнейшем этот творческий опыт помогал решать творческие задачи Л.Мартынову, В.Луговскому, А.Вознесенскому, Е.Евтушенко, Р.Рождественскому. В современной поэзии лесенка и столбик превратились в распространенный и общеупотребительный прием графического оформления поэтического текста.


Похожие слова:

  • Дольник Дольник, паузник это русский стихотворный […]
  • Реализм Реализм это один из основных […]
  • Реалия Реалия это предмет, явление, понятие (в том […]
  • Канон Канон это: жанр литургической поэзии. По своему […]
  • Дендизм Дендизм это культурное и эстетическое явление […]
  • Канцона Канцона это полутвердая форма итальянской поэзии […]
  • Мотив Мотив это термин, заимствованный из […]
  • Поцелуи Поцелуи это жанрово-тематическая форма лирики, […]
  • Архетип Архетип это обозначение наиболее общих и […]
  • Дискурс Дискурс это многозначное понятие, введенное […]
  • Холиямб Холиямб, или скадзон, в метрическом […]
  • Коллаж Коллаж это термин из словаря художников; в […]