Поиск:

Лионская школа

«Лионская школа» это одно из значительных явлений в истории французской ренессансной литературы. В «Лионскую школу» включают поэтов, чье творчество связано с расцветом Лиона, который в первой половине 16 века становится важнейшим культурным центром Франции с относительной свободой мысли, частыми и плодотворными контактами с итальянскими гуманистами, развитием книгопечатания, а также пышным цветением литературных салонов. Традиционно к «Лионской школе» относят поэтов Мориса Сева (1500-60), его учениц — Пернетту дю Гийе (1520-45) и Луизу Лабе (1524-66), а также их менее известных соотечественников — Антуана Эроэ (1492-1568) и Шарля Фонтена (1513-88).

О жизни Сева, духовного вождя школы, известно очень мало, да и творчество его атрибутировать иногда чрезвычайно сложно, ибо он никогда не подписывал свои произведения. С его именем связывается легенда о том, что, находясь в 1533 в Авиньоне, он обнаружил могилу Лауры, возлюбленной Петрарки, умершей в 1348 от чумы. В 1535 в Лионе Сев публикует первое произведение — переводы испанских новелл, в свою очередь, перелагавших новеллы Боккаччо. В 1536 он удачно участвует в конкурсе по созданию блазона — необыкновенно популярного жанра небольшой поэмы, описывающей прелести любимого женского тела. Сев пишет блазон «Брови», успех которого превзошел даже популярность блазонов родоначальника жанра — Клемана Маро. Отобрав пальму первенства в этом жанре у последнего, Сев пишет блазоны «Слеза», «Лоб», «Дыхание». Однако ни блазоны, ни эпиграммы, ни эклога «Ивняк», ни «Стихотворный сборник», изданный на смерть дофина Франсуа, ни даже монументальная космологическая поэма «Микрокосм» (1559), представляющая собой изложение философских воззрений на человека и космос, не могут соперничать со славой важнейшего произведения Сева — поэтического сборника «Делия, средоточие наивысшей добродетели» (1544). Сборник свидетельствует о глубоком интересе Сева к Данте и Петрарке и во многом находится под влиянием последнего. «Делия» — это первый во Франции опыт лирического сборника любовных стихов (447 десятистиший), образующий своеобразную французскую «Книгу Песен», повествует о различных нюансах чувства: от первых мгновений земной любви до постижения ее божественной сути в духе неоплатонизма.

Тема горестной любви-страдания к одной-единственной земной женщине становится символической, как и у Петрарки: само имя Делия намекает то на анаграммирование слова «идея» со всеми платоновскими ассоциациями, то на богиню с греческого острова Делос, т.е. на Диану. Образ конкретной возлюбленной трансформируется в божественный, не теряя и земных черт. Возлюбленная Диана царствует и на небе, и на земле, и даже в аду; она — божество и присутствует во всем, но остается земной женщиной. Поэтому так важны поэту конкретные детали лионского пейзажа, с его реками и холмами, вполне земными, как и главная героиня. В платоническом образе Делии вполне различимы черты Пернетты дю Гийе, лионской поэтессы, в которую Сев был влюблен. Вдохновительнице «Делии» принадлежат «Рифмы» (1545), представляющие собой развитие жанра любовной элегии. Наполненные изысканной трактовкой мифов, тонким внутренним монологом, трепетным отношением к возлюбленному, черты которого постоянно меняются (сам он никогда не называется на «Ты» или «Вы», но возникает только, как «Он» — героиня как бы не может преодолеть страх диалога, общения с любимым), «Рифмы» напоминают своеобразный лирический дневник, где с каждой новой строкой раскрывается неожиданный аспект любовного чувства. Современнице П.дю Гийе — Лабе — больше повезло в истории французской литературы. Если имя первой было и остается практически не известным, то в честь последней слагали сонеты Жан Антуан де Баиф и Понтюс де Тийар, Маро и сам Сев. «Прекрасная Канатчица» (Лабе была женой канатных дел мастера) написала три элегии, один диалог и, по разным данным, от 24 до 26 сонетов; публикация ее «Сочинений» (1555) стала событием. Поэтический дар сделал Лабе самой замечательной фигурой «Лионского возрождения», за которой закрепилось прозвище «французская Сапфо» (именно в это время французы познакомились с творчеством греческой поэтессы). Единственной темой поэзии Лабе является любовь, однако тема эта развивается с большим изяществом. С выходом «Сочинений» злые языки упрекали Лабе в ветрености, отождествляя лирический образ с автором.

Интерес к поэзии Лабе был связан с так называемым «Спором о женщинах» во французской культуре 16 века, обострившемся в 1540-е в связи с переводом на французский язык книги итальянца Б.Кастильоне «Придворный» (1528), в котором автор весьма положительно отзывался о женщинах. В защиту Кастильоне с поэмой «Против придворной подруги» (1512) выступил Фонтен, а также Эроэ с поэмой «Совершенная придворная подруга» (1542). В русле тех же идей развивается и творчество Лабе. Поэтическое наследие и достижения лионских поэтов оказали известное влияние на творчество и эстетику «Плеяды», а также дальнейшее развитие поэзии во Франции.

Словосочетание «Лионская школа» произошло от французского Ecole lyonnaise


Похожие слова: