Поиск:

Масонство в русской литературе

Термин «масонская литература» в отечественном литературоведении впервые был введен в 1940-е Н.К.Пиксановым и П.Н.Сакулиным, однако он не прижился из-за того, что сам предмет изучения находился под негласным запретом. Автор статей о масонстве в советских энциклопедиях Ю.М.Лотман был вынужден называть масонские сочинения «агитационными памятника ми» раннего декабристского движения. А.В.Позднеев и В.И.Сахаров стали рассматривать масонские песни и оды как особый жанр литературы конца 18 — начала 19 века. В масонской литературе выделяются следующие группы произведений:

  1. «Воспитательная» масонская литература: сочинения преимущественно переводные, главной целью которых было воспитание будущих адептов «королевского искусства», как часто называли масонство. К этому направлению в масонской литературе следует отнести многочисленные «нравственные» сочинения — от морализаторских романов до философских трудов. Отметим особую любовь русских масонов к форме литературного «диалога», «беседы»;
  2. Сочинения, написанные литераторами лишь для «братьев» и предназначенные для прочтения на заседаниях вольных каменщиков: в 18 веке — поэтические произведения М.М.Хераскова, в 19 — стихотворение А.С.Пушкина «Генералу Пущину» (1821), в 20 — стихи С.К.Маковского и стихотворный масонский ритуал, написанный М.А.Осоргиным;
  3. Произведения вольных каменщиков, предназначенные «для публики», для «профанного» мира (проза Л.В.Гойера и стихи Н.С.Муравьёва);
  4. Псевдо-масонские сочинения, когда писатели, не прошедшие через масонское посвящение, начинали писать в «стиле» сочинений вольных каменщиков. К псевдо-масонским сочинениям относятся сочинения А.Григорьева, некоторые произведения Н.С.Гумилева, пьесы Т.О.Соколовской, романы с масонской тематикой: «Война и мир» (1863-69) Л.Н.Толстого и «Масоны» (1880) А.Ф.Писемского. Материалами, которые использовал Толстой, описывая масонство Пьера Безухова во втором томе «Войны и мира», стали документы масонского рукописного собрания Ланского-Ешевского в Румянцевском музее. Для героев своего романа писатель избрал конкретные прототипы (Вилларский — М.Ю.Виельгорский, Баздеев — О.А.Позднеев). Родственными отношениями с вольными каменщиками был связан Писемский (зять масона П.П.Свиньина и племянник вольного каменщика Ю.Н.Бартенева). По свидетельству А.Н.Пыпина, основанному на сообщении В.С.Соловьёва, сам философ принял некоторое участие в написании романа «Масоны»: он — автор трех масонских фрагментов;
  5. Масонская литературная критика, которая дошла до нас в виде докладов, прочтенных на заседаниях лож вольных каменщиков. Дня профессиональных литературных критиков был важен элемент первоначального ознакомления с положениями своих будущих статей в кругу единомышленников, «братьев» по ложе. В числе масонских литературных критиков 19 века были Ф.Н.Глинка, в 20 — Г.В.Адамович, Н.М.Бахтин, П.А.Бобринский, С.К.Маковский, В.Е.Татаринов.

Масонские группы литераторов

Основные «масонские» группы литераторов, возникшие в России вокруг отдельных лож:

  1. Театральная труппа Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и «французская» ложа 1756-59 во главе с Р.И.Воронцовым. Несомненным руководителем этой группы был А.П.Сумароков;
  2. Московский розенкрейцерский кружок 1780-х, значительно повлиявший на развитие русской журналистики. Лидерами этого кружка были Херасков и Н.И.Новиков. Кружок оказал воздействие на становление многих писателей этого периода (Н.М.Карамзин, М.И.Невзоров);
  3. Литературное объединение, сложившееся вокруг петербургской ложи Избранного Михаила и Вольного общества любителей российской словесности. В числе наиболее активных литераторов-масонов этой группы — П.Н.Арапов, Н.А.Бестужев, Н.П.Брусилов, И.Н.Вольгемут, Ф.Н.Глинка, Н.И.Гнедич, Н.И.Греч, М.Н.Загоскин, П.С.Кайсаров, В.К.Кюхельбекер, А.А.Никитин, А.С.Норов, П.П.ПомианПезаровиус, В.С.Филимонов;
  4. Особый круг, преимущественно молодых литераторов, сложился в начале 1930-х в парижской ложе Северная Звезда союза Великого Востока Франции. В эту масонскую ложу входили: М.А.Алданов, В.Л.Андреев, Г.И.Газданов, B.Н.Емельянов, В.Е.Жаботинский, В.В.Завадский-Корсак, Л.Ф.Зуров, А.И.Каффи, Х.Г.Кафьян, Я.Я.Кобецкий, A.П.Ладинский, С.А.Луцкий, М.М.Мабо (Азовский), C.В.Познер, С.Л.Поляков (Литовцев), В.А.Прейсман, B.Б.Сосинский, С.Г.Савельев (Шерман), Я.Л.Юделевский (Делевский), А.М.Юлиус. Лидером этой группы был М.А.Осоргин, который привлек молодых литераторов также к работе в независимой ложе Северные Братья;
  5. Круг членов ложи Юпитер в Париже в 1930-60-е. В числе наиболее влиятельных литераторов, участвовавших в работе этой ложи, — В.А.Азов (Ашкинази), Н.М.Бахтин, Адамович, Н.Н.Евреинов, С.К.Маковский, B.П.Зубов, А.А.Трубников (Трофимов).

Наиболее известные зарубежные писатели, на чье творчество оказало влияние масонство: в Англии и Шотландии — Р.Бёрнс, Т.Карлейль, Р.Киплинг, А.Конан Дойл, А.Поуп, В.Скотт, О.Уайлд; в Германии — К.М.Виланд, ГГейне, И.Г.Гердер, И.В.Гёте, Я.Ленц, Г.Э.Лессинг, Ф.Шлегель, Ф.УЛ.Шредер (драматург и реформатор масонства); в Ирландии — Р.Шеридан; в Испании — Висент Бласко Ибаньес; в Италии—Дж.Леопарди; во Франции — Вольтер, А.Ламартин, Ж.де Местр, аббат Прево, Стендаль, C.Малларме, Ж.де Нерваль, Руже де Лиль (автор «Марсельезы»), Л.К.Сен-Мартен; в США — Марк Твен.


Похожие слова: