Поиск:

Мещанская драма

Мещанская драма это литературный жанр, возникший и получивший распространение в 18 веке в Англии (Дж.Лилло, Э.Мур), Франции (Д.Дидро, М.Седен, Л.С.Мерсье, П.Бомарше), Германии (Г.Э.Лессинг, Я.М.Р.Ленц, Г.Л.Вагнер). Мещанская драма воспроизводила жизнь «не титулованных», буржуазно-мещанских кругов, раскрывая серьезные, исполненные драматизма конфликты морального и социально-бытового характера. Она как бы взглянула с трагической точки зрения на те неравенства, которые для Мольера как автора «Мещанина во дворянстве» (1670) и «Жоржа Дандена» (1668) служили лишь источником комического. Это отличает Мещанской драмы от классической драматургии — и от трагедии с ее аристократическими героями, и от комедии, где противоречия в жизни третьего сословия выступали лишь в форме комических случайностей и недоразумений. Мещанская драма воссоздавала не сами по себе идеи и страсти, добродетели и пороки, а «общественные положения» — быт и нравы определенной социальной среды. Тем самым она преодолевала отвлеченность изображения, присущую классической драме. Представители третьего сословия — центральные герои Мещанской драмы — изображались как поборники добродетели и гуманности. Пафос пьес этого жанра—протест против социального неравенства. Наиболее известные образцы Мещанской драмы: «Побочный сын, или Испытание добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758) Дидро; «Мисс Сара Сампсон» (1755) и «Эмилия Галотти» (1772) Лессинга, а также «Евгения» (1767) Бомарше.

Остротой социальной проблематики характеризуется драматургия Мерсье, который, развивая традиции Мещанской драмы, пытался создать реалистическую драму героического характера. Многое сближает с этим жанром трагедию Ф.Шиллера «Коварство и любовь» (1784). Появление Мещанской драмы отвечало задачам демократизации литературы и театра. Мерсье утверждал, что этот жанр «бесконечно более полезен, более верен и более интересен», чем трагедия и комедия, «потому что он более доступен массе граждан» (Мокульский С.С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра). Разрабатывая новые эстетические принципы, создатели мещанской драмы выступали против выспренности и самодовлеющей декламационной, характерных для классицизма, за натуральность, разговорность интонаций и пантонимическую действенность, за «простой стиль без цветистости и орнаментики» (Бомарше П. Мокульский). Произведения жанра, за которым впоследствии утвердился термин «Мещанская драма» (в иных случаях — «буржуазная драма»), писатели 18 века называли по разному: «слезная комедия» применительно к ранним образцам Мещанской драмы, «пьеса чувств», нравоучительная драма», «серьезный жанр», «драма». Наиболее значительные теоретические работы о Мещанской драме: Беседы о «Побочном сыне» (1757) и «О драматической поэзии» (1758) Дидро, «Очерк о серьезном драматическом жанре» (1767) Бомарше, «Гамбургская драматургия» (1767-69) Лессинга, «О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве» (1773) Мерсье. В противовес классицистам, сводившим драматургию к двум полярным жанрам—трагедии и комедии, Дидро писал, что «существует... некое расстояние, разделяющее комический и трагический жанры», которое и заполнит «серьезный жанр», «самый полезный и самый распространенный» (Собрание сочинений). В конце 18-19 веков западноевропейская Мещанская драма мельчает, воспроизводя быт и нравы теперь уже господствующей буржуазии; большинство пьес, созданных в традициях этого жанра, теряет социально-критический пафос, поэтизируя филантропию, «конторский героизм» (по выражению А.И.Герцена) и бытовую добродетель (А.В.Иффланд, А.Коцебу и др.). Наполняясь идиллическими мотивами и мелодраматической риторикой, эти пьесы утрачивают идейно-художественную значимость, превращаясь в чисто развлекательный жанр для широкой «низовой» публики. Западноевропейская Мещанская драма в ее лучших образцах подготовила появление в 19 веке социально-психологической драмы.

Мещанская драма в России

В России 1760-70-х распространилась переводная Мещанская драма. В 1770 успех на русской сцене имела «Евгения» Бомарше. Родственны Мещанской драме пьесы М.М.Хераскова («Друг несчастных», 1774) и М.И.Веревкина («Точьвточь», 1774), во многом подготовлявшие появление в России сентиментализма. Демократические тенденции русской литературы сказались в Мещанской драме В.И.Лукина «Мот, любовью исправленный» (1765) и П.А.Плавильщикова «Бобыль» (1790) и «Сиделец» (1803). Эти драматурги, предварившие тематикой и бытовым колоритом своих пьес творчество А.Н.Островского, выступили и как теоретики новой драмы, чуждой классицизму и по существу означавшей становление так называемого бытового реализма.


Похожие слова: