Поиск:

Метр

Метр это самая общая схема звукового ритма стиха, т.е. предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определенных позициях.
В расширительном смысле слово «Метр» применяется к любой системе стихосложения; Но в таком применении понятие «Метр» практически совпадает с понятием «ритм»; поэтому обычно слово «Метр» применяется не к упорядоченности словоразделов между стихами и частями стиха, а к упорядоченности различным образом выделенных слогов внутри стиха. В таком значении слово «Метр» применяется лишь к метрическому стихосложению (выделение долгих и кратких слогов) и к силлабо-тоническому стихосложени (выделение ударных и безударных).

В метрическом стихосложении употреблялось свыше 20 стоп, в силлабо-тоническом — пять стоп (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Каждый «Метр» (например, ямб) дает несколько стихотворных размеров (см. Размер стихотворный; 4-стопный ямб, 3-стопный ямб, чередование 4 и 3-стопного ямба и пр.), а каждый размер — несколько разновидностей (4-стопный ямб со сплошными мужскими клаузулами, с чередованием мужских и женских, мужских и дактилических клаузул и пр.). Варианты слогового заполнения сильных и слабых мест имеют различную степень употребительности; здесь различаются константа (так, на последнем сильном месте русского 4-стопного ямба употребляются исключительно ударные слоги), доминанты (так, на слабых местах русского 4-стопного ямба употребляются преимущественно безударные слоги) и тенденции (так, из трех первых сильных мест русского 4-стопного ямба ударение реже всего появляется на третьем, чаще всего — в 18 века на первом, а в 19 веке на втором месте).

Различные сочетания допустимых вариантов заполнения сильных и слабых мест образуют «ритмические вариации» каждого размера; так, античный дактилический гекзаметр имел 16 ритмических вариаций, а русский 4-стопный ямб — 7 (не считая сверхсхемно ударных): «Пора, пора! рога трубят», «Благословен и тьмы приход», «У нас немудрено блеснуть», «Разбить сосуд клеветника», «Для полугородских полей», «Адмиралтейская игла», «Изволила Елисавет».

Из этих ритмических вариаций 4-стопного ямба первая, полно ударная, четче всего выражает «первичный ритм» метра в целом (в ней ярче всего контраст между сильными и слабыми местами), а шестая и седьмая, мало ударные, «вторичный ритм» тенденций, характерных для стиха сменяющихся эпох («Изволила Елисавет» — для 18 века, «Адмиралтейская игла» — для 19 век; «Метр» здесь один, но «ритмический импульс», «ритмическая инерция», «ритмический образ», складывающийся из предпочтительных в данную эпоху вариаций, различен). В реальном звучании стиха «Метр» может искусственно подчеркиваться (см. Скандирование) — особенно в тех ритмических вариациях, которые могут входить в контекст разных метров (так, строка «Изволила Елисавет» возможна в контексте и 4-стопного ямба и 3-стопного амфибрахия); но в принципе это необязательно и относится не к стиховедению, а к декламации.

При сочинении стихов поэт обычно сперва ощущает «Метр» как общую звуковую схему («гулритм», по выражению Маяковского), которой должны соответствовать будущие стихи, а потом реализует ее в конкретных словосочетаниях, дающих ритмические вариации «Метру». При восприятии стихов, наоборот, читатель сперва видит конкретные ритмические вариации, а потом по ним угадывает тот «Метр», которым написано стихотворение. (Первый подход побуждает представлять ритм как «отклонение от метра», второй — как «воплощение метра»; оба они—односторонние.) При исследовании же стихов главная задача состоит в том, чтобы выделить из общей взаимосвязности различные элементы ритма, установить (обычно с помощью статистических подсчетов), какие из них и насколько правильно повторяются (т.е. являются константами, доминантами, тенденциями) и вывести из этого общую схему «Метра».

Слово «Метр» произошло от греческого metron, что в переводе означает — мера, размер.


Похожие слова: