Поиск:

Метрическое стихосложение

Метрическое стихосложение, квантитативное это основано на соизмеримости строк по времени произношения (изохронизм), достигаемой упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение (хотя бывают исключения, например: чешский и сербскохорватский языки, в которых есть значимая долгота, не приняли метрическое стихосложение, а тюркские языки, в которых нет долготы, приняли). Наибольшее развитие метрическое стихосложение получило в античном стихосложении, в арабском и персидском арузе, в санскритском джати; по некоторым предположениям, оно свойственно также и финскому, и классическому китайскому стихосложению. В основе метрического стихосложения лежит измерение стиха условными временными единицами — морами (матрами), объединяемыми в такты (стопы и группы стоп); обычно краткий слог считается равным одной море, долгий — двум (реже — нескольким) морам.

Следует различать:

  1. Чистометрическое стихосложение, в котором задан только временной объем такта, заполняемого любыми укладывающимися в него сочетаниями слогов
  2. Силлабометрическое стихосложение, в котором внутри тактов различаются слоговые позиции, допускающие одни варианты заполнения и не допускающие других.

И чистометрическое, и силлабометрическое стихосложения сосуществуют в санскритской поэзии («матрачанда» и «акшарачанда») и в античной поэзии (стих песенной лирики и стих речитативного эпоса, драмы, элегии, ямба). Древнегреческие теоретики, которым это казалось противоречием, стремились описать и тот, и другой стих в терминах только или чистой метрики (так называемая «мусическая теория»), или силлабометрики («ритмическая теория»). Филологи 19 века в своих взглядах на метрическое стихосложение продолжали первый подход: считалось, что в древнейшем народном творчестве слово целиком подчинено музыке и что через эту стадию естественно проходят стихосложения всех народов; филологи 20 века держатся ближе ко второму подходу: данные сравнительного стиховедения позволяют думать, что метрическое стихосложение развилось из силлабического стихосложения — сперва в конце силлабического стиха, предупреждая о стихоразделе, некоторые слоговые позиции стали заполняться преимущественно долгими или преимущественно краткими слогами (в ведийских стихотворных размерах), потом эта нормализация распространилась на большинство позиций в стихе (в эолийских размерах греческой лирики), и лишь потом возник принцип «долгий слог равен двум кратким» и выработалась система замен (в ионийском гекзаметре и позднейших размерах). И наоборот, на исходе своего развития, когда в греческом и латинском языках долгота и краткость перестали быть смыслоразличительными, их метрическое стихосложение переходит в силлабическое стихосложение византийской и романской поэзии. Однако высокий авторитет античной поэзии вызвал в 16-17 веках и позднее ряд попыток ввести метрическое стихосложение и в новоязычную европейскую поэзию (Э.Спенсер в Англии, Ж.А.де Баиф во Франции, К.Геснер в Германии, Мелетий Смотрицкий на Украине).

Словосочетание «метрическое стихосложение» произошло от греческого metron, что в переводе означает — мера.
Слово квантитативное произошло от латинского quantitas, что в переводе означает — количество.


Похожие слова: