Поиск:

Метризованная проза

Метризованная проза это текст, записанный «в строчку», без разделения на стихи и без регулярного повторения одинаковых ритмических отрезков, но с заметной упорядоченностью в расположении ударных и безударных слогов, как правило, на основе силлаботоники и дольника. Различается 2 и 3-сложниковая (чаще переходящая в «прозаический дольник») Метризованные прозы Клаузулы ритмических отрезков разрушают сплошной поток 2-сложных стоп, без чего сама стопность перестала бы ощущаться: 2-сложниковый метр основан на принципе выдержанной четно или нечетноуцарности, зачины ритмических отрезков хотя бы непоследовательно должны выделяться. Но если в вольном стихе чередование строк регулярно и предсказуемо, то в Метризованной прозе этого нет, метрический ряд может превышать максимальный для классического вольного стиха объем в шесть стоп, встречаются и нарушения метра. Трехсложный же метр основан на урегулированности междуударных интервалов, поэтому в 3-сложниковой Метризованной прозе возможны чрезвычайно затянутые последовательности стоп или 1-2-сложных «долей».

Пример ровного 3-сложникового метра в прозе:

Набросок М.Ю.Лермонтова: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое...» (1832).

Зачины абзацев в нем только дактилические, но зачины предложений внутри них — разные, а цепочки стоп в абзацах едины. Их нельзя считать дактилическими, они 3-сложниковые, т.к. ритм синтаксических единиц подчиняется главному метрическому принципу. Метризованная проза обладает свойствами стиха, но стихом в полном смысле не является, хотя она и ритмичнее ряда неклассических стиховых форм. Это как бы «намек» на стих, его условный аналог. Поэт может высказаться стихами, но предпочитает лишь обозначить эту возможность. В европейских литературах метризованная проза вполне определенно фиксируется с 18 века. Наиболее значительные примеры из англоязычной литературы — дольниковые отрезки текста в «Поэмах Оссиана» (1765) Дж.Макферсона, из немецкой литературы — чередующиеся голоса хора и мальчиков в сцене прощания с умершей Миньоной в романе И.В.Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-96), частично роман Новалиса «Ученики в Саисе» (1800), «Так говорил Заратустра» (1883-84) Ф.Ницше. На русской почве Метризованная проза встречается у Н.М.Карамзина, А.А.Дельвига, Ф.Н.Глинки, А.Ф.Вельтмана, в ряде произведений Н.С.Лескова, А.Белого, А.М.Ремизова. Терминология в отношении Метризованной прозы не устоялась. В 1920-е ее называли ритмической прозой, стихами, «гекзаметром». Большинство современных стиховедов считает тексты типа горьковских «песен» не стихами в прозаической записи (что с колебаниями допускал Ю.Н.Тынянов), а Метризованная проза Ю.Б Орлицкий называет метризованной лишь такую прозу, которая не охватывает весь текст произведения, а среди целиком метрических текстов не считает различными структурами горьковские «песни» и тексты нерасчлененные либо расчлененные непредсказуемо и неупорядоченно.


Похожие слова: