Поиск:

Минималисты


Минималисты это группировка в американской художественной прозе конца 1970 — начала 90-х, создавшая направление, считающееся в США «профильным» для общекультурной ситуации данного периода. Откат оппозиционных движений, породивших «контркультуру» рубежа 1960-70-х, общее поправение Америки после Уотергейта, отставка президента Р.Никсона в 1974 и либеральное президентство (1977-81) Дж.Картера, который положил начало глобальной кампании за «права человека», породили у части интеллигенции США разочарование в возможностях литературы отстаивать высокие гуманистические идеалы. Сохраняя верность реалистической стилистике, минималисты низвели назначение «правды в искусстве» к запечатлению малозначительных бытовых подробностей, к фактографии, т.е., по сути, к натурализму. В отличие от теоретика «экспериментального романа» Э.Золя и его американских последователей Ф.Норриса, С.Крейна, Х.Гарленда, минималисты не проявляли интереса к биологическим и социальным доктринам. От представителей послевоенного французского «нового романа» их отличало равнодушие к формальному эксперименту, направленному на превращение художественного произведения в безликий и выхолощенный «текст», или «дискурс».

Крупнейшая по масштабу дарования, но не самая характерная фигура среди минималистов — Реймонд Карвер (1940-88). Автор сборников новелл «Прошу тебя, замолчи» (1976), «О чем мы рассуждаем, рассуждая о любви» (1981) и «Собор» (1983), он не скрывал своего ученичества у А.П.Чехова, а также у признанных хроникеров и поэтов «одноэтажной Америки» Дж.Чивера и Дж.АЛдайка. Принадлежность к отмеченной интернациональной традиции социально-психологичекой прозы приподнимала его творчество над общим уровнем минималистов, ставившем перед собой вполне ограниченные, локальные художественные задачи. Более показательны для правоверного минимализма книги Энн Битти, автора романов «Морозные картины зимы» (1976), «Замурованность» (1980), «Фотографируя Уилла» (1989), сборников рассказов «Искривления» (1976), «Секреты и сюрпризы» (1979), «Горящий дом» (1982), «Где ты найдешь меня» (1986). В них действуют бесцветные люди, совершаются банальные события, проходит малопримечательная, но не лишенная, следуя примеру чеховских пьес и поздней прозы, внутреннего напряжения жизнь. Собственно американский, «минималистский» колорит, выраставший из конкретных исторических обстоятельств, заключался в особом ощущении стылости, унылой неподвижности вполне обеспеченного существования. Аполитизм, вялость общественного темперамента, душевное худосочие героев книг Битги и ее единомышленников привели к возникновению в литературоведении США понятия «поколение безразличных». К группировке минималистов обычно относят также Джейн Энн Филипс (роман «Механические мечты», 1984) и Мэри Гордон (романы «Последний долг», 1978; «Общество женщин», 1981; «Люди и ангелы», 1985; «Незаметный человек», 1995).

Слово «минималисты» произошло от английского minimalists.

Похожие слова: