Поиск:

Модернизм испаноамериканский

Модернизм испаноамериканский это специфическое для культуры Испанской Америки течение, обозначившееся в художественном сознании рубежа 19-20 веков. Типологически сополагается с эстетикой «модерна» («Ар нуво»). Находясь на пересечении многих идейно-художественных орбит своего времени — запоздалого романтизма, символизма, парнасства (см. «Парнас»), испанского философско-эстетического краусизма, декадентских веяний, — модернизм испаноамериканский совокупно ассимилировал разнородные литературные формы с целью выработки собственного языка, способного выразить культурную индивидуальность Испанской Америки. Провозвестниками новой эстетики были кубинцы Х.Марти, X. дель Касаль и мексиканец М.Гутьеррес Нахера. Признанный вождь движения — никарагуанец Р.Дарио, опубликовавший в 1888 сборник стихов «Лазурь», название которого воспринималось как символ и знамя нового искусства. Расцвет модернизма испаноамериканского пришелся на 1900-е, когда на сцену выходят боливиец Р.Хаймес Фрейре, аргентинец Л.Лугонес, колумбиец Г.Валенсиа, мексиканцы Х.Х.Таблада, А.Нерво, С.Диас Мирон и М.Х.Отон. 1900 ознаменован появлением «Ариэля» Х.Э.Родо, в котором уругвайский мыслитель обосновал философско-эстетическую программу модернизма. С этого момента начинается взлет высокого модернизма, хотя некоторые ведущие мастера будут активно творить еще два десятка лет в сопряжении-отталкивании с эстетикой авангардизма.

Модернизм испаноамериканский, совершивший основные завоевания в области художественной формы на почве поэзии, первоначально заявил себя в прозе, вернее, в тех гибридных, поэтизированных формах, с которыми начинали экспериментировать Гутьеррес Нахера и Марти. Жанровые проявления модернизма включают в себя, помимо поэзии, новеллистический опыт, богатую эссеистику и синтезный жанр «хроник». Ощущение всеобщего сдвига, вовлеченности в стремительный вихрь всемирного круговращения создавали новый образ мира, динамика которого воспринималась как циклическая ритмическая гармония, подчиняющая себе все сущее. Онтологический масштаб художественного мышления модернистов обусловливал создание грандиозных мифообразов; взывал либо к с творению идеала (мифотворчество) духовным усилием, либо к претворению идеала в собственном мифологизируемом облике (жизнетворчество). Эстетика жизнетворчества подразумевала неосознанное стремление творческой личности к ощущению себя субъектом действия, хотя бы и в экстраполированном пространстве искусства. Упования на новый идеал концентрировались в образе-символе Поэта, содержавшем специфически модернистскую апологию индивидуализма. Концепция Поэта составляет стержень творчества всех представителей модернизма. Поэт в их произведениях выступает как творец-демиург, преобразователь мира, титан, герой, воитель, обладатель истины, воплощение природной чистоты, национальной индивидуальности, сути латиноамериканского бытия. Титанизм образа Поэта заставляет модернистов привлекать для его выражения мифологемы Прометея, Христа, пророков. Эстетика модернизма испаноамериканского основана на заимствовании инокультурных форм. При этом осуществляется не механическое заимствование, но парафрастическое обыгрывание, травестирование культурной модели. Травестийный парафраз выступает как структурообразующий принцип, на всех уровнях модернистской поэтики, в которой смысловой акцент оказывается сдвинут с логического центра на деталь, с субъекта на атрибут, самостоятельное значение обретают фон, атмосфера, способ ритмической, композиционной организации.

Модернизм испаноамериканский явился первым индивидуальным выражением самосознания Испаноамерики как своеобразной цивилизационной формации. Он способствовал процессу культурообмена между Старым и Новым Светом, в результате которого состоялась — впервые после отпадения американских колоний от иберийской метрополии — новая духовная интеграция двух миров, обязанная стремлению Америки к осознанию себя субъектом исторического бытия.


Похожие слова: