Поиск:

Молчание

Молчание это понятие, органично связанное с поэзией (пауза в конце строки), прозой и драматургией. После трудов австрийского философа Л.Витгенштейна, который последней фразой своего «Логико-философского трактата» (1921): «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», — ввел понятие значимого молчания, эта категория активно осваивается современной западноевропейской литературой. Созерцательное молчание немецких мистиков (И.Экхарт); представления о молчании немецких романтиков (Новалис, братья Ф. и А.Шлегели, Ф.Гёльдерлин); явления «языкового кризиса», особенно ярко проявившиеся в Вене в начале 20 века (Ф.Маутнер, О.Нейрат, В.Крафт), взгляды философов Венского кружка и учение Витгенштейна оказали влияние на формирование представлений, характерных для многих немецкоязычных писателей и поэтов 20 века. В их творчестве понятие молчание вступает в сложные синонимико-антонимические отношения с понятиями «слово», «речь», «язык» (Г.фон Гофмансталь, Г.Тракль, Р.Музиль, Г.Брох, Т.Бернхард), а также «жизнь» и «смерть». Так, в поэтике Готфрида Бенна (1886-1956) слово-творец короткой вспышкой озаряет вселенную («Слово», 1941), а исчезая, вновь возвращает ее во мрак небытия. Эрика Буркарт (Швейцария, 1921) полагает, что «наш родной язык — это молчание», именно «из молчания рождается слово», а единственный способ гармонизации вселенной — через слово к молчанию, но к молчанию значимому. В творчестве Ингеборг Бахман (Австрия, 1926-1973) нашли свое выражение оба обозначенные выше подхода: молчание бывает как значимым, т.е. продолжающим язык, расширяющим его выразительные возможности, так и абсолютным. Последнее отрицает язык, отменяет его, оно эквивалентно небытию, смерти. Под неотвратимым воздействием времени (которое в поэтике Бахман выступает как убийца) значимое молчание с неизбежностью превращается у нее в молчание абсолютное (роман «Малина», 1971).

Молчание в древнерусской традиции

В древнерусской традиции молчание было связано с духовным очищением, сосредоточением перед предстоящим серьезным делом. Для литературной традиции 19 века характерно понятие «тишины» — это и «вековая тишина» российской глубинки, и тишина, рожденная духовным осмыслением исторических трагедий (поэма Н.А.Некрасова «Тишина», 1856-57). Представление о молчании как о наилучшем способе преодоления неполноты языка, невозможности адекватно выразить языковыми средствами мысли и чувства («Мысль изреченная есть ложь») выводится в стихотворении Ф.И.Тютчева «Silentium!» (1830). Предельным вариантом подобного восприятия молчания можно считать «Поэму конца» (1913) эгофутуриста Василиска Гнедова, представляющую собой чистый лист бумаги.


Похожие слова: