Поиск:






Слова на букву: М

Монорим

Монорим

Монорим

Монорим это стихотворение или строфа с одной рифмой в каждой строке.

Происхождение термина

Термин monorime обозначает использование одной (mono) повторяющейся рифмы (rime), как правило, в конце каждой стихотворной строки. При создании монорима используется сквозная рифма, т. е. рифма, которая проходит через все произведение или охватывает отдельную его часть. Монорим отождествляется с понятием монорифмы.

Истоки

Моноримы широко распространены в средневековой восточной поэзии, в частности классических арабских, персидских произведениях, например: «Книга тысячи и одной ночи».
На однозвучных рифмовках основаны древние стихотворные формы: рубаи, газель, касыда, шаири и др. В строфах персидско-арабского стихосложения первое двустишие, или бейт, традиционно содержит монорим, в следующих строках добавляются иные рифмы. К примеру, рубаи состоит из четырёх строк со схемой рифмовки aaba, иногда – aaaa (сквозная рифма).

Пример монорима

Был бы я благочестьем прославиться рад,
Был бы рад за грехи не отправиться в ад,
Но божественный сок твоих лоз, виноград,
Для души моей – лучшая из наград!
(Омар Хайям)

Омар Хайям

Омар Хайям

Сквозная рифма обычно вводится перед ритмической паузой, или цезурой, в конце стихотворных строк. Иногда рифма расположена в середине стиха. Например, в газели после рифмы часто употребляется редиф или рефрен.

Грузинская поэтическая форма шаири, вышедшая из обрядовой и мифологической поэзии, представляет собой чередование строф, каждая из которых написана моноримом. Классический литературный образец шаири – эпическая поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Примечательно, что при простоте рифмованных схем и краткости форм восточной поэзии, её сохранившиеся образцы характеризуются лирическим содержанием и философским смыслом.

Значение в поэзии

Монорим – наиболее ранний способ систематического применения рифмы. В позднейшей европейской поэтической практике путём вариации однозвучной рифмовки были созданы более сложные рифмованные схемы. Таким образом, моноримная традиция способствовала развитию новых стихотворных форм и стихосложения в целом.

Моноримы в русской поэзии

Русские моноримы восходят к временам устного народного творчества, что указывает на связь стихосложения с фольклором. На сквозных рифмах построены сочинения разных фольклорных жанров, напр.: народные песни, сказки, частушки. В русской классической поэзии однозвучная рифма использовалась преимущественно в стихах сатирического и юмористического характера, что обусловлено простотой их формы и содержания. Моноримы писали известные русские поэты А. А. Фет, А. П. Сумароков, А. Н. Апухтин, Н. Н. Асеев, Ф. Сологуб, К. И. Чуковский и др.

Современное значение

В современной литературе однозвучная рифма встречается преимущественно в переводах, реже – в авторской поэзии. Примером оригинального монорима является стихотворение английского поэта Дика Дэвиса «Монорим для душа», которое состоит из 16-ти строк, связанных одной конечной рифмой.

Слово монорим произошло от французского monorime, что в переводе означает однорифменный (от греческого monos – один и rime – рифма).

Похожие слова: