Поиск:

Московский дворец искусств

Московский дворец искусств существовал с 1919 по февраль 1920 в помещении усадьбы А.Н.Долгорукова (Поварская, 52). Созданный Наркомпросом, Московский дворец искусств был призван стать центром «развития и процветания научного и художественного творчества, объединения деятелей искусства на почве взаимных интересов для улучшения условий труда и быта» (РГАЛИ).

В его главе стоял комитет, в который входили писатели Андрей Белый, П.В.Орешин, Б.Л.Пастернак, Б.А.Пильняк, А.С.Серафимович, В.Ф.Ходасевич, Г.И.Чулков, В.Г.Шершеневич, художники К.Ф.Юон, С.Т.Коненков и др. Председатель правления — И.С.Рукавишников. Было организовано четыре отдела: литературный, изобразительных искусств, историко-археологический, музыкально-театральный, каждый из которых возглавлялся мастером. Так, мастером литературного отдела был вначале Вяч.Иванов, затем философ и переводчик Г.А.Рачинский. В Московском дворце искусств проходили циклы лекций А.Белого «Теория художественного слова», М.О.Гершензона «Русская литература пушкинского периода», Рукавишникова «Литературные беседы»; на семинарских занятиях обсуждались рефераты «Пути культуры» Белого, «Я, мы и вы» Рукавишникова. Эта деятельность послужила основой для организации Высшего литературно-художественного института им. В.Я.Брюсова. Успехом пользовались выступления поэтов различных направлений, проходившие дважды в неделю, по понедельникам и пятницам. Существенную поддержку Московскому дворцу искусств оказывал А.В.Луначарский, выступавший здесь с лекциями и чтением своих произведений. В вечерах поэзии и диспутах участвовали А.А.Блок, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.И.Цветаева.

При Московском дворце искусств работали научно-художественные курсы, где читались лекции «Литература и общественность» (П.С.Коган), «Северная литература» (Ю.И.Айхенвальд) и др. В залах театров и клубов по инициативе членов Московского дворца искусств проходили доклады-митинги, обсуждения произведений с участием Ю.К.Балтрушайтиса, Р.Ивнева, А.И.Южина, В.И.Немировича-Данченко и др. Среди неосуществленных замыслов был проект создания Пантеона деятелей революции, который должен был «затмить вековые постройки тиранов, вроде пирамиды Хеопса» и выявить величие свободных граждан для «вековых очей грядущих поколений». Не удалось наладить и выпуск журнала (под маркой Дворца искусств издана лишь книга Рукавишникова «Стихотворения»). Столичному Дворцу искусств принадлежало право контроля за деятельностью филиалов, в числе которых, помимо Дома искусств в Петрограде, были организации в Нижнем Новгороде, Костроме и др. городах.


Похожие слова: