Поиск:

Небылица, скомopошина, перегудка

Небылица, скомopошина, перегудка это песенное или прозаическое произведение русского фольклора, поэтическую основу которого составляет нарочитое изображение абсурдной, полной несообразностей действительности, что должно вызвать комический эффект («Будем говорить, выговаривати, Черно на бело выворачивали»). Как и другие жанры народной сатиры, небылица призваны были рассмешить, возбудить веселье, создать оптимистическое настроение. В них использовались ритм, рифма (раёшный стих), гипербала, гротеск, литота, оксюморон, метатеза, игра омонимами, реализованная метафора, пародирование, комическое словотворчество. Небылицы имели сюжеты неразвитой формы, в которых возникали композиционные повторы, контаминации, диалоги. Комическая заданность небылиц — главный принцип их художественной структуры. В основе сюжетов лежал комический или комически поданный конфликт — к примеру, богатырский бой «наизнанку»: «Подралась Устюха с Настюхою Толстыми большими мутовками, Стрельба у них была корчежками».

Небылицы могли бытовать как самостоятельно, так и в виде стилистической орнаментовки серьезных эпических произведений: волшебных сказок и былин, присоединяясь к ним в начале или в конце. Перед исполнением большого произведения небылицы обращали внимание на рассказчика, психологически подготавливали слушателей к общению с его искусством, а в конце они создавали разрядку после эмоционального напряжения. Это связано с профессиональным исполнением фольклора скоморохами: не случайно повсеместно распространенные сказочные концовки небылицы содержат намек на угощение сказочника («И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало») или выражают в форме подшучивания над самим собой его просьбу о «рубашонке», «лошадке», «красных сапогах», «синем кафтане». На севере небылицы называли «скоморошинами». Другое народное название небылиц — «перегудки» — происходит от гудка, скоморошьего музыкального инструмента.

Небылицы называли также «шутовы стйрины» («старины» — былины). Как отдельные самостоятельные произведения небылицы разыгрывались ряжеными во время народных увеселений (на Святках, в Масленицу, в разгар свадебного веселья). При этом допускалась ненормативная лексика, обыгрывался телесный низ, содержались намеки эротического характера. Часть скоморошьего репертуара была воспринята частушками-тескладухами», в которых основную художественную роль играет комический абсурд. Вымысел, доведенный до нелепости и преподносимый в насмешливой, ироничной форме, предстает в народных шуточных песнях, что сближает и их с небылицами («Дунятонкопряха», «Фома и Ерёма»). Художественный прием абсурда использовала особая категория анекдотических сказок, построив на нем свои сюжеты: «Сожженная половина озера», «Пчела медведя задрала», «Подпоясался топором» и пр. Эти сказки также обозначают словом «Небылица» (Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Небылицы). В отмеченную нумерацию попали как собственно анекдотические сказки, так и небылицы присказки, обрамлявшие сюжеты волшебных сказок («Возвращение со свадебного пира сказочника») или бытовавшие и в качестве присказки, и самостоятельно («Богатые люди»).


Похожие слова: