Поиск:

Ничевоки

«Ничевоки» это литературная группа, возникшая в Москве в 1920 под руководством члена президиума Союза поэтов Рюрика Рока (настоящая фамилия Р.Ю.Геринг). «Ничевоки» исходили из теории и практики русского футуризма, подражая и одновременно полемизируя с его поэтикой, эпатажем, жизнестроительными амбициями. Название группы, вероятно, противопоставлено наименованию «всеков» — футуристов, объединившихся в 1913 вокруг М. Ларионова и И.3даневича и несет явную нигилистическую окраску, отразившую процесс распада социальных и эстетических ценностей в послереволюционные годы. «Ничевоки» выпустили два коллективных сборника — «Вам» (1920) и «Собачий ящик, или Труды Творческого Бюро Ничевоков в течение 1920-1921 г.» (1921).

В первом сборнике помимо манифеста содержались стихи Рока, А.Ранова, Л.Сухаребского, в которых преобладали мотивы смерти, разложения (Прелюдия к «Мертвому человеку», 1922, Ранова). «Каждый расколот. Пламенем муки объят», — писал Рок в книге «Сорок сороков» (1923). Поэзия «Ничевок» мало отличалась от произведений современных им экспрессионистов и имажинистов (см. Экспрессионизм, Имажинизм). Установку на эклектизм «Ничевок» обосновали в «Декрете о Ничевоках Поэзии» (Собачий ящик). Наиболее ярким результатом деятельности были их манифесты, составившие сборник «Собачий ящик». В отличие от большинства деклараций других групп, разъясняющих творческие позиции авторов, манифесты «Ничевок» были самодостаточными произведениями со своей поэтикой. Участники Творничбюро С.Мар, Е.Николаева, Ранов, Рок, Д.Уманский, О.Эрберг в 1921-22 написали: «Приказ по организационной части», «Игра Природы, или Дончека на страже интересов Ничевочества», «Декрет о Ничевоках Поэзии», «Декрет о Живописи», «Декрет об отделении Искусства от Государства», «От Творничбюро Российского Становища Ничевоков». Особенностью этих текстов был их осознанный пародийный, провокативный характер, поскольку пародировались не столько литературные, сколько политические, газетно-публицистические или бытовые штампы («замена литналога литразверсткой», «Ревтрибунал Ничевоков», «диктатура Ничевочества над искусствами», «учет и регистрация всех имеющихся налицо образцов Ничпоэзии»).

В целом «Собачий ящик» построен как модель организации взаимоотношений бюрократического государства с литературой и искусством. Столь же скандальными были выступления «Ничевок» на Вечере всех поэтических школ и групп, «Двенадцатилетнем юбилее В.Маяковского», которому было посвящено «Бесплатное приложение» ко второму изданию «Собачьего ящика» с «Постановлением Ревтрибунала Ничевоков по делу чистки Маяковским сапог поэзии». Некоторое время в 1920 «Ничевок» выступали в Ростове-на-Дону, о чем написал А.Эфрос: «Россия не знала дадаистского движения. Несколько «ничевоков»... не переросли своих ростоводонских пределов, и их теория столь же глубоко провинциальна, как смиренна их практика» (Дада и дадаизм Современный Запад. 1923. No 3). Знакомство «Ничевок» с манифестами дадаистов прослеживается в их «Воззвании к Дадаистам» («Собачий ящик»). Рок перевел поэму дадаиста И.Голля «Чаплиниада» (1923). По воспоминаниям М.Цветаевой, Андрей Белый говорил ничевокам: «Как вы неуязвимы, господа, в своем ничегошестве! По краю черной дыры, проваленной дыры, где погребена русская литература... на спичечных ножках — ничегошки» (Цветаева М. Сочинения)


Похожие слова: