Поиск:

Объективный коррелят

Объективный коррелят это понятие, введенное в литературно-критический обиход Т.С.Элиотом в статье «Гамлет и его проблемы» (1919) как определение способа художественного выражения эмоции. Объективный коррелят, по Элиоту, обозначает «сочетание предметов, ситуацию, цепь событий, которые являются формулой конкретной эмоции; стоит лишь описать внешние факты, вызывающие определенные переживания, как эта эмоция незамедлительно возникает» (Eliot. 1960). Объективный коррелят переносит центр внимания с субъекта на объект творчества, с поэта — на произведение как структуру. Поскольку поэт не может передать читателям свои эмоции или представления непосредственно, должен быть некий «посредник». Таким образом осуществляется взаимодействие между автором и читателем, объективируется то, что хотел сказать автор, делается антиромантический акцент на проблемах мастерства. Еще одно определение Объективный коррелята содержится в статье Элиота «Метафизические поэты» (1921), где говорится о том, что английские поэты-метафизики начала 17 века в лучших своих образцах старались найти словесный эквивалент для состояний ума и чувства.

Объективный коррелят это своеобразная квинтэссенция того, что Элиот, наряду с Т.Э.Хьюмом и Э.Паундом, постиг в теории и практике французских символистов, утверждавших, что поэзия не выражает эмоции непосредственно, эмоции нужно вызывать опосредованно различными способами. По Малларме, основа поэзии — не идеи, а слова; он исследовал потенциальные возможности слов, взаимодействие которых воспринимал как своего рода балет или музыкальное построение; назвать объект — значит разрушить три четверти наслаждения, рождаемого поэтическим намеком на объект. Паунд, отдавая должное символизму, писал о необходимости «намечать, намекать, вызывать ассоциацию, суггестировать, а не изображать». Исследователи находили истоки понятия Объективного коррелята у Паунда, У.Уитмена, Ш.Бодлера, американского художника В.Эллстона, у Дж.Сантаяны, Э.Гуссерля, Ф.Ницше, У.Пейтера, С.Т.Колриджа, М.Арнолда, Ф.Г.Бредли, в древнеиндийской эстетике. Некоторые критики определяют Объективный коррелят как создание образа или ряда образов, выражающих эмоцию персонажа, поэта или их обоих. Например, образ «я вымерил свою жизнь кофейными ложками» в «Пруфроке» (1917) самого Элиота и даже стихотворение в целом рассматривают как Объективный коррелят, выражающий свойственное и Пруфроку, и Элиоту чувство тщеты, суетности, пустоты бытия. В такого рода интерпретациях предполагается, что Объективный коррелят — нечто, само выражающее эмоцию.

На самом деле Объективный коррелят — описание, изображение ситуации, мотивирующей эмоцию героя в стихотворении или драме, эмоцию, которая отличается от эмоции и поэта, и читателя. Отчаяние Гамлета — его эмоция, Объективный коррелят — ситуация, мотивирующая ее, — смерть отца и замужество матери. Элиот расценивал «Гамлета» как художественную неудачу, считая, что эмоции Гамлета по своему масштабу и последствиям неадекватны реальным событиям. По существу, Элиот искал пути установления в поэтическом произведении гармоничного равновесия между чувствами и эмоциями протагониста и строгой, конкретной мотивировкой их. Он стремился к перенесению в поэзию принципа драмы, где все построено на показе событий, а не на рассказе о них, часто способствующем возникновению неадекватных эмоций. Объективный коррелят стал для Элиота основой его неоклассической имперсональной теории поэзии, основные принципы которой были намечены в эссе «Традиция и творческая индивидуальность» (1919): «Поэзия — это не простор для эмоции... не выражение личного, а бегство отличного» (Писатели США о литературе). Объективный коррелят — своеобразная узда, сдерживающая в стихотворении не мотивированные обстоятельствами эмоциональные порывы героя и — в конечном итоге — автора, способствующая «укрощению» романтических эмоций и субъективных излияний «личности» в поэзии. Нечто аналогичное имел в виду К.С.Станиславский, призывая актеров «играть» не чувства, а воспроизводить обстоятельства, в которых они возникают. Концепция Объективного коррелята была широко принята «новыми критиками». Ее разделяли Дж.К.Рэнсом. А.Уинтерс. Э.Вивас, многие шекспироведы.

Словосочетание «Объективный коррелят» произошло от английского objective correlative.


Похожие слова: