Поиск:

ОБЭРИУ

ОБЭРИУ (сокращение от Объединение реального искусства) это литературно-художественная группа, существовавшая в Ленинграде в 1927-30. В нее входили Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, К.Вагинов, И.Бахтерев, Б.Левин, с ними сотрудничали художники К.Малевич, П.Филонов и др. Ранее ими предпринимались попытки объединиться на основе постфутуристического отношения к слову и неприятия обыденной логики и рациональности. В 1922 Введенский, Я.Друскин, Л.Липавский основали союз «чинарей» (название дано Введенским), участники сотрудничали с поэтом-заумником И.Терентьевым. В 1925 вместе с Заболоцким и Н.Олейниковым «чинари» присоединились к созданному А.Туфановым «Ордену заумников», в ядро которого входили Хармс и Е.Вигилянский. Для совместных выступлений было выбрано название «Левый фланг» (по аналогии с уже утвердившимся Левым фронтом искусств). К этому периоду относится невоплощенный проект театра «Радикс» при Институте художественной культуры (ИНХУК) и одноименного сборника произведений. 28 марта 1927 Хармс провозгласил образование «Академии левых классиков», шестеро членов которой составляли ОБЭРИУ; дирекция Дома печати, при которой числилась Академия, предложила снять слово «левый». В данном Хармсом наименовании аббревиатура обрела статус «чинарской бессмыслицы».

В манифесте «Поэзия ОБЭРИУТОВ» говорилось: «Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства... Мы углубляем и расширяем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его» (Афиши Дома печати). Реальность своего искусства обэриуты связывали с очищением предметов от литературной шелухи, чтобы «вгрызаться в середину слова, драматического действия и кинокадра» и смотреть «голыми глазами». Таким образом от фонетической зауми ОБЭРИУ перешло к «заумной семантике» — «столкновению словесных смыслов». Главным понятием в поэтике ОБЭРИУ становится бессмыслица. «Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна», — утверждал в поэме «Кругом, возможно, Бог» (1931) Введенский, имевший титул «Авторитета бессмыслицы». «Битва со смыслами» у Хармса предполагала замену семантического согласования, необходимого для нормальной коммуникации, рассогласованием (частичным или полным) при сохранении грамматики. Введенский «разбрасывает предметы на части», у Вагинова чувствуется «близость предмета и его теплота», лирика Бахтерева — «не более как средство сдвинуть предмет в поле нового художественного восприятия» (Афиши...). Заболоцкий в Открытом письме Введенскому полагал, что бессмыслица возникает, когда слова поставлены в необычную связь алогичного характера. На этом приеме строились произведения разных жанров — от детских «нескладушек» до пьес «Елизавета Бам» (1927) Хармса, «Елка у Ивановых» (1939) Введенского: «Чтобы в пулю не смеяться, мы в бочонок спрячем лик да затылки не боятся, отвечая хором пик» (Хармс). Другим приемом обнаружения хаотичности, абсурдности мира была калейдоскопическая смена персонажей, реплик, немотивированная подмена стихов прозой и наоборот. Проблема восприятия творчества ОБЭРИУ остро встала при первых же выступлениях.

Театрализованный вечер ОБЭРИУ «Три левых часа» 24 января 1928 с чтением стихов и премьерой пьесы «Елизавета Бам» был назван «откровенным до цинизма сумбуром». Л.Нильвич писал: «Их уход от жизни, их бессмысленная поэзия, их заумное жонглерство — это протест против диктатуры пролетариата. Поэзия их поэтому контрреволюционна. Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага» (Реакционное жонглерство: об одной вылазке литературных хулиганов Смена. 1930). Сложный диалог с традицией, который вело ОБЭРИУ, был сведен к вульгарному пародированию. Н.Асеев утверждал, что у Заболоцкого «издевательство над традицией обернулось в издевательство над действительностью; идиотизм синтаксического штампа превратился в идиотизм содержания» (Красная новь. 1932. No 2). В условиях непонимания, замалчивания и гонений в Союзе поэтов, политических обвинений со стороны рапповской критики ОБЭРИУ с труцом находили возможность печатать свои произведения. Исключением было сотрудничество в детских журналах «Еж», «Чиж», «Октябрята» и в Детиздате (Хармс выпустил около 20 книг для детей, Введенский — 32). Обвиненные в «халтуре», а затем в контрреволюционной деятельности, Хармс, Введенский, Бахтерев были арестованы в декабре 1931. Основанием послужил составленный сотрудниками ОГПУ «Сборник контрреволюционных произведений нелегальной антисоветской группы детских писателей». Так произошел разгром ОБЭРИУ. Писатели вернулись после трехлетней ссылки, но затем были вновь репрессированы.


Похожие слова: