Поиск:

Очуждение

Очуждение это термин, введенный в теорию драматургии и сценического искусства немецким драматургом и реформатором театра 20 века Бертольдом Брехтом («Малый органон для театра», 1949); один из основополагающих принципов его новаторской теории «эпического театра», предполагающий непременную «разумную» дистанцию изображающего (драматурга, актера, режиссера) и воспринимающего (читателя, зрителя) по отношению к изображаемому. В отличие от принципа «остранения», выдвинутого русскими формалистами, акцент здесь делается не на новом и неожиданном, но трезвом, а потому критическом и полемическом взгляде на привычные явления. С этим связано и настойчивое обращение Брехта к уже знакомым (или поясняемым во вставных «песнях» — «зонтах», отдаленно напоминающих по своим функциям хоры в античной драме) сюжетам, не должным «отвлекать» развитием интриги от размышлений зрителя (читателя) над «высшим смыслом» пьесы. В этом отношении теория театра Брехта, традиционно противопоставляемая восходящей к принципам «мимесиса» и «катарсиса» Аристотеля теории «вчувствования» театра К.С.Станиславского, смыкается с признанием Станиславским конечной целью драматического искусства выполнение некой «сверхзадачи», направленной на возвышение человека и улучшение нравов, — с той лишь разницей, что русский режиссер стремился воздействовать на «чувства» зрителей, а немецкий — на «разум», постоянно разрушая ту иллюзию «четвертой стены» между зрительным залом и сценой, которую упорно возводил Станиславский.

Соединивший в своей театральной теории и практике открытия «революционного» искусства 1920-х — начала 30-х (особенно экспрессионистов и футуристов) с актуальными требованиями времени, автор теории «эпического театра» приветствовал эксцентрику, условность, формальные приемы, способствующие обнажению режиссерского замысла и снятию «расслабляющей», по его мнению, иллюзии привычной реальности (в чем сближался с пониманием принципа «остранения» русскими формалистами). «Эффект очуждения» Брехта (иногда неточно называемый «эффектом отчуждения»), как и вся его драматургическая и сценическая деятельность, оказали воздействие на развитие мирового (в том числе русского — Театр драмы и комедии на Таганке в Москве) театра 20 века.

Слово «Очуждение» произошло от немецкого Verfremdung.


Похожие слова: