Поиск:

Оксфордские поэты

Оксфордские поэты это группа молодых поэтов, выпускников Оксфорда, объединившихся в 1930-е вокруг Уистона Хью Одена (1907-73). Помимо Одена, участниками группы считались Сесил Дэй Льюис (1904-72), Стивен Спендер (1909-95) и отчасти Луис Макнис (1907-63). Представление о трех или четырех поэтах как о новой поэтической школе было достаточно устойчивым в течение всего периода 1930-х; современники говорили о «неизбежном трио», о «Круге (или Треугольнике)», о «Трех и мистере Макнисе» и об Одене как общем знаменателе для всей группы. Оксфордские поэты были объединены прежде всего общими политическими взглядами. Спендер писал: «Качества, отделяющие нас от писателей предшествующей декады, находятся не в нас, но в событиях, на которые мы реагировали» (Spender S. World within world). Союз «оксфордцев» зародился в 1927, когда Оден и Льюис, став соредакторами ежегодной антологии «Оксфордская поэзия», взяли курс на политизацию поэзии. После выхода в свет антологии «Новые подписи» (1932) об «оксфордцах» заговорили как о «левой» поэтической группе. В предисловии к сборнику была поставлена проблема «борьбы и смены»: как создавать поэзию для нового времени, как сделать поэзию инструментом для изменения мира. Революционная установка стала еще яснее в следующей антологии «Новая страна» (1933), включавшей статьи «Письмо к молодому революционеру» (Льюиса) и «Поэзия и революция» (Спендера); «Наша задача — проложить дорогу для английского Ленина», — писал редактор сборника М.Робертс. Политическими взглядами Оксфордских поэтов во многом объяснялись их поэтические принципы. Они отталкивались от пессимизма, пассивности, закрытости и индивидуализма поэтов 1920-х; стремились к поэзии оптимистически бодрой, активно влияющей на окружающий мир, открытой для широкой аудитории, вносящей свой вклад в коллективную деятельность. Признав обреченность своего «буржуазного» поколения на «бесплодную землю» и «закат Европы» (образы, ключевые для 1920-х), молодые поэты тем не менее были солидарны в поисках новой веры, нового смысла.

Эстетизму 1920-х оксфордские поэты противопоставляли дидактизм, а иной раз и пропаганду — пытаясь активно воздействовать на читательскую аудиторию. Оден писал: «Забота поэзии — не в том, чтобы говорить людям, что им делать, но в расширении нашего знания о добре и зле, может быть, в том, чтобы сделать потребность действия более ясной (Auden W.H. The English Auden). Отсюда — жанровые установки Оксфордских поэтов: с одной стороны, требование фактов (установка на репортаж), с другой—требование социологической «морали» (установка на притчу). Поэты оденовского круга, сознательно отказавшись от «башни из слоновой кости», обращались к массовому читателю. В борьбе с индивидуализмом 1920-х «оксфордцы» искали основания для «общего дела» и коллективной ответственности. В 1933 — 38 Оксфордские поэты — лидеры многочисленных коллективных проектов; основные из них — постановки Группового театра, создание поэтических произведений на тему гражданской войны в Испании. Распад группы связан с общим разочарованием в политической деятельности и политической поэзии и завершился в 1939, когда Оден эмигрировал из Англии в США. Итог, который Оден подвел коллективной деятельности поколения тридцатых (в стихотворении «1 сентября 1939 года») оказался неутешительным: «Я сижу в одном из подвальчиков На пятьдесят второй улице В растерянности и страхе Что угасают умные надежды Низкой бесчестной декады».

Словосочетание «Оксфордские поэты» произошло от английского Oxford poets.


Похожие слова: