Поиск:

Оксфордское движение, трактарианское движение

«Оксфордское движение», трактарианское движение это движение в лоне англиканской церкви; его центр — Оксфорд. Цель «Оксфордского движения» — защита англиканской церкви как Божественного института, ее независимого духовного статуса и возрождение традиций раннего христианства и «высокой церкви» 17 века — направления англиканской церкви, тяготеющего к католицизму. Начальным импульсом для «Оксфордского движения» послужила речь профессора поэзии Оксфордского университета поэта Джона Кибла (1792-1866) в июле 1833, направленная против современного рационализма, религиозного либерализма, тенденции к утверждению главенства государства в англиканских церковных делах. Речь вызвала интерес и вдохновила теолога, поэта, тогда приходского священника в Оксфорде, Джона Генри Ньюмена (1801-90), а также преподавателей Оксфордского университета Ричарда Гаррелла Фруда (1803-36) и Эдварда Б.Пьюзи (1800-82), ставших лидерами «Оксфордского движения», на создание девяноста «Трактатов на века» (1833-41) (отсюда название — трактарианство).

Сороковой трактат Ньюмена (1841) о близости положений, изложенных в предшествующих трактатах, католической теологии привел к официальному запрещению «Оксфордского движения» Еще раньше общественное мнение враждебно отнеслось к публикации посмертно изданных первых томов «Литературного наследия» (1838) Фруда, в которых осуждалась Реформация. Прокатолический трактат участника «Оксфордского движения» оксфордского профессора, теолога Уильяма Дж.Уорда (1812-82) «Идеал христианской церкви» (1844) усилил враждебность и вызвал подозрения, что трактарианцы (особенно Ньюмен) пытаются постепенно обратить своих последователей в католиков. В 1843 Ньюмен уехал из Оксфорда, в 1845 он принял католичество, что внесло сильный раскол в «Оксфордское движение», которое в 1841 возглавил Пьюзи.

В 1845 трактат Уорда был осужден Советом Оксфордского университета. «Оксфордское движение» практически перестало существовать. Оно породило обширную литературу: сборник стихов его лидеров («Апостольская лира», 1836), поэзию и опубликованные анонимно романы Ньюмена «Потеря и выигрыш» (1848) и «Каллиста» (1856). «Апология своей жизни» (1864) Ньюмена, история его духовной жизни и «Оксфордское движение», написанная ясным и чистым языком, получила признание как литературное произведение. Опубликованная в 1866 его поэма «Сон Геронтия», драматический монолог о душе, оставляющей тело после смерти, нашла отклик среди верующих (в 1900 положена на музыку композитором Э.У.Элгаром). «Оксфордское движение» существенно повлияло на духовную жизнь своего времени, его культуру. Возрождение интереса к средневековой церкви и церкви 17 века оказало воздействие на А.Теннисона, У.Морриса, М.Арнолда, романистку Шарлотту М.Йонге (1823—1901), прерафаэлитов, Кристину Россетти и способствовало возрождению готического стиля в архитектуре, связанного с трудами и деятельностью архитектора О.У.Н.Пьюджина (1812-52) и писателя, историка, искусствоведа, публициста Джона Рёскина (1819-1900).

Словосочетание «Оксфордское движение» произошло от английского Oxford movement, или Tractarian movement.


Похожие слова: