Поиск:

Онтологическая поэтика

Онтологическая поэтика это метод герменевтического анализа текста, направленный на раскрытие связи личностного бытия автора с общекосмическим бытием, отраженной в художественном произведении и формирующей его метафоро-символическую и сюжетно-образную структуру. Термин был введен Л.В.Карасевым в 1993 в его статье «Гоголь и онтологический вопрос»: «В литературе онтологические интуиции сказываются и в самой потребности автора в создании «второй реальности», и в особенностях устройства текста, в сюжетных ходах, мотивах поступков персонажей и в различных деталях. Исследование этого особого смыслового слоя (обычно закрытого для автора текста) я назвал онтологической поэтикой или онтологическим подходом к литературе». В книге «Онтологический взгляд на русскую литературу» Карасев пишет, что термин «Онтологическая поэтика» в некотором смысле синонимичен термину «поэтика реконструкции» или «иноморфный анализ текста», поскольку «в конечном итоге речь идет о восстановлении, реконструкции предполагаемого универсального смысла или смыслов, проявляющих себя в ряде вариантов (иноформ), похожих или мало похожих друг на друга, но обладающих несомненным внутренним единством». В задачу Онтологическая поэтики входит поиск, полагание или интерпретация смыслов литературных произведений с целью выявления тех аспектов «персональной мифологии» автора, которые могут служить «моделью, образцом, эмблемой для обозначения целого типа онтологического смыслостроительства, имеющего отношение к очень многим людям». Онтологический вопрос художественного произведения трактуется в данном случае прежде всего как «вопрос о теле как о живом, живущем веществе», создающем противовес «пустоте несуществования, небытия» (там же). Текст рассматривается как несущий в себе базовые атрибуты вещественности мира и человека, образующие «круг исходных смыслов». Средства художественной выразительности выступают при таком анализе в качестве иноформ, заключающих в себе эти «исходные смыслы». Онтологический анализ литературного произведения заключается в раскрытии того смыслового слоя, который содержит в себе так называемую «онтологическую тоску автора», обнаруживающую себя, в частности, потребностью «создания «второй жизни», то есть самого художественного текста. В отличие от таких способов герменевтического прочтения текстов, как психоанализ, архетипология и интертекстуальный анализ, Онтологическая поэтика сосредоточивает свое внимание на тех символических формах, которым автор произведения мог придать смысл основных и вечных вопросов человеческого существования.

Свой взгляд на проблему онтологического анализа творчества писателя дает Н.А.Шогенцукова, расширяя область применения термина «Онтологическая поэтика». «Свою задачу мы видим в исследовании не столько семантического плана, сколько художественного, собственно поэтики, семантики ее составляющих, и во взаимосвязях, ведь поэтика нечто большее, чем простая сумма приемов, и это большее рождается от взаимодействия ее составляющих» (Шогенцукова, 22). Анализ при этом концентрируется «на мифе, символе, гротеске, аллегории, времени пространстве, сюжете, композиции, стиле, точке зрения, интертекстуалъности, номинологии, цвете, нумерологии, пейзаже, ритме, метафоризме». Опираясь на мысль В.В.Виноградова о том, что метафоры — это «отголоски мифологического мышления», Шогенцукова приходит к выводу, что при онтологическом подходе к художественному произведению необходимо сосредоточиться на раскрытии и расшифровке заложенных в нем мифосимволов и мифометафор. Особое внимание Шогенцукова обращает на введенное С.Лэнгер понятие «метафорического символа», благодаря которому возможно первичное образное постижение и поэтическое выражение трансцендентального опыта: «Иногда наши понимания всеобщего опыта опосредованы метафорическим символом, потому что опыт этот нов, а язык обладает словами и фразами только для знакомых понятий. Тогда развитие языка будет постепенно следовать за бессловесным постижением, дискурсивное выражение заменит недискурсивный первоначальный символ». Существенным образным инструментом, опирающимся на понимание К.Ясперсом символа как кода бытия, языка бессознательного, является мифосимвол. «Мифосимволы, элементарные по своему выражению, — круг, крест обладают большой смысловой емкостью и большими смысловыми потенциями. В этом же ряду стоят блистательно используемые писателями разных времен мифологемы — вода, земля, воздух, огонь, дерево. Именно эти символы образуют общечеловеческое «символическое ядро культуры» (Шогенцукова). «Метафорические символы» в своем соотношении с традиционными мифосимволами позволяют увидеть и вычленить особенности тех или иных аспектов личностной онтологической системы конкретного автора.

Словосочетание «онтологическая поэтика» произошло от греческого ontos — сущее и logos, что в переводе означает — слово.


Похожие слова: