Поиск:

Опояз (общество изучения поэтического языка)


ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка) это возникшая в Петрограде в середине 1910-х школа в русской филологической науке, куда входили филологи В.Б.Шкловский, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, С.И.Бернштейн, О.М.Брик, Е.Д.Поливанов, Л.П.Якубинский. С ОПОЯЗом в конце 1910 — начале 1920-х сблизились члены Московского лингвистического кружка Г.О.Винокур, П.Г.Богатырев, Ач А.Реформатский, Р.О.Якобсон, к нему по теоретическим установкам относились на ранних этапах своего научного творчества Б.В.Томашевский, В.В.Виноградов. В работе ОПОЯЗа также участвовали В.М.Жирмунский, Б.И.Ярхо, Р.Н.Ким и др. Первым научным выступлением считается работа Шкловского «Воскрешение слова» (1914), последним — его же работа «Памятник одной научной ошибке» (1930). Научная продукция общества сконцентрирована в его периодическом издании — «Сборники по теории поэтического языка», шесть выпусков которого выходили с 1916 по 1923, а также в отдельных статьях и коллективных трудах после 1923. Теоретический и понятийный аппарат ОПОЯЗа сформировался в полемике с академическим литературоведением под знаком самоценного поэтического слова и превращения литературоведения в точную науку со своими собственными законами, что в эстетическом отношении было определенно перекличкой с эстетическими установками символизма, акмеизма и футуризма, а отчасти обусловлено и теоретическими поисками русской и мировой филологической науки на рубеже 19-20 веков (А.А.Потебня, А.Н.Веселовский, И.А.Бодуэн де Куртенэ и др.) Одной из важнейших теоретических установок было отстаивание права на деидеологизированное и аполитичное искусство слова в условиях чрезмерной политизации искусства, утверждение первичности категории «приема» в искусстве, в котором безостаточно растворено содержание, сводимое к мотивировке места и назначения приемов, суммой которых в конечном счете является всякое произведение искусства.

Периоды развития ОПОЯЗа

В истории ОПОЯЗа различают периоды:

  1. Ранний (1914-19), когда были выдвинуты основополагающие принципы школы, возник круг опоязовцев, вышли первые сборники и книги его участников;
  2. Период утверждения общества в академической и литературной жизни (1919-25), когда ОПОЯЗ занял ведущее положение в русской филологической науке;
  3. Период кризисный (1925-30), связанный не с кризисом формализма, а с условиями существования филологической науки в стране (идеологические кампании и походы против формализма в центральных органах печати), завершившийся разгромом формализма, прекращением выпуска сборников общества, сгущением негативной атмосферы вокруг ОПОЯЗа, фактически уничтоженного сверху.

Зерном всей концепции ОПОЯза была теория остранения Шкловского, терминологически обоснованная в статье «Искусство как прием» (Сборник по теории поэтического языка). Внутренняя эволюция общества свидетельствует не о кризисности, а о зрелости его поздних теоретических и историко-литературных установок, расширении поля исследований литературы и искусства, углубленном понимании специфики литературного творчества и поэтического языка. Опоязовские концепции получили признание и продолжение в исследованиях на Западе (Пражский лингвистический кружок, 1926-50-е). Черту под историей ОПОЯЗа подвел Шкловский в письме к Тынянову в феврале 1934: «Мы были... цементом и железом одной конструкции. И нас разрушило».

Похожие слова: