Поиск:

Ораторская проза

Ораторская проза это живая речь, получившая художественную разработку, благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех видов прозы (см. Поэзия и проза). Развитые каноны ораторского речевого этикета обнаружены у многих племен еще на стадии родового строя. В древней литературе Ближнего Востока речь советника к царю или отца к сыну стала классической формой дидактической литературы («Повесть об Ахикаре»). В древней литературе Китая речи царей, советников, полководцев (часто вымышленные) составляли целые сборники («Речи царств» и др.). Но наивысшее развитие древняя Ораторская проза получила в Греции 5-4 века до н.э. и в Риме 1 век до н.э. Здесь разработана подробная теория риторики, почти без изменений унаследованная теориями словесности средних веков, Возрождения, Нового времени. Различалось красноречие торжественное, совещательное и судебное; ведущую роль играло совещательное, т.е. политическое красноречие. Речи ораторов стали в Греции записываться и стилистически обрабатываться с конце 5 века до н.э.; вершинами классического красноречия считаются речи Исократа (предназначались для чтения), Демосфена, Эсхина (4 век до н.э.). Затем, с концом греческой демократии, политическое красноречие уступает место торжественному, панегирическому, а богатство художественных средств вырождается в нарочитую пышность (азианизм). Ораторская проза пыталась преодолеть этот кризис путем подражания классическим ораторам, но преимущественно их языку, а не стилю (аттикизм). Такое сочетание атгикизма языка и азианизма стиля характерно для Ораторской прозы «второй софистики» (см. Софистика вторая)—Дион Хрисостом (1 век н.э.), Элий Аристид (2 век), Либаний (4 век) и др. В Риме сенатские речи записываются с 3 века до н.э., учителя риторики (первоначально греки) появляются во 2 веке до н.э. Расцвет классического красноречия относится к эпохе гражданских войн (1 век до н.э.); крупнейший его представитель Цицерон был практиком и теоретиком Ораторской прозы. Затем, в эпоху империи, определяющим и здесь становится торжественное красноречие, а богатство стиля переходит в вычурность (Фронтон, Апулей, 2 век).

В средние века Ораторская проза становится достоянием христианской церкви, основной ее жанр — проповедь, в меньшей степени — полемическая речь на религиозные темы; по образцам Ораторской прозы строятся и письма Светское красноречие сводится к панегирикам в честь правителей. Классиками христианского красноречия были на греческом Востоке Василий Великий, Григорий Назианзин и особенно Иоанн Златоуст (4 век), на латинском Западе — Амвросий, Августин Аврелий, Григорий Великий (4-6 века). В Древнюю Русь ораторское искусство пришло из Византии и отчасти из Болгарии (Климент Охридский, Иоанн Экзарх); уже в киевскую эпоху Ораторская проза достигает высокого мастерства (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, позднее, в 13 веке, Серапион Владимирский).

Эпоха Возрождения открывает античные памятники практики и теории Ораторской прозы и упражняется в подражаниях им; расширяется область светского красноречия (речи дипломатические, академические и пр.). Сильным толчком к оживлению и развитию Ораторской прозы были предреформация, реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе (Дж.Савонарола, М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, Дж.Нокс, с католической стороны — П.Скарга; следует особо отметить тяготеющие к бурлеску и каламбуру барочные проповеди августинца Абрахама а Санкта Клара, 17 век). В литературную систему классицизма Ораторская проза входит как образец высокой торжественной речи, преимущественно панегирической, часто надгробной; наибольшее развитие это направление получило во Франции (Ф.де Саль, Ж.Б.Боссюэ, Ж.Б.Массийон и др.), но оказало влияние на всю Европу. В России Ораторская проза возрождается в 17 веке; виднейшими ораторами барокко и классицизма были Симеон Полоцкий (17 век), Феофан Прокопович, М.В.Ломоносов, Г.Конисский (18 век). Подъем политического красноречия наступает в эпоху буржуазных революций; важные образцы дала практика английских парламентских речей и памфлетов (Дж.Фоке, У.Питт, Э.Бёрк, Р.Шеридан и др.), но вершиной была Ораторская проза Великой французской революции (К.Демулен, О.Мирабо, Ж.Дантон, М.Робеспьер, Ж.П.Марат и др.). Дальнейшее развитие это направление получило в политической прозе 19 века (У.Гладстон, А.Тьер, Дж.Мадзини и др.), а также в речах судебных ораторов (в России — А.Ф.Кони). Последнее значительное явление буржуазной линии Ораторская проза, органически связанное с английской парламентской традицией, — речи У.Черчилля времен второй мировой войны 1939-45.

Словосочетание «ораторская проза» произошло от латинского orare, что в переводе означает — говорить.


Похожие слова: